|
Айгерим Бейсенбаева
“Пересекая пространство” - это исследовательский проект трех кураторов из разных стран мира Ханса Аскхайма, Томаса Кео и Миранды Поуп. Проект охватывает несколько городов по маршруту Лондон-Пекин, в каждом из которых вниманию местной публики будет представлена специальная скульптура-инсталляция.
Особенность своеобразного проекта в том, что в каждом из городов по пути следования проекта собирается своя скульптура из местных материалов.
Алматинская часть проекта прошла в выставочном зале галереи “Тенгри-Умай”
Конструкция представляет собой больших размеров и странной формы шатер, собранный из цветастых лоскутков ткани. Керамическая рыбка на веревочке брошена, как приманка, и привлекает внимание зрителей. Необычная форма инсталляции вызывает множество вопросов. Чем навеяны забавные формы палатки? К чему это разнообразие цветов? В чем вообще смысл данного произведения?
Ответы на эти вопросы кураторы проекта попросили найти самим зрителям. Любопытный объект призван рождать вопросы. А может, сооружен здесь иностранными кураторами, чтобы мы лишний раз задумались о нашей кочевой культуре.
Данная композиция была воплощена тремя кураторами за два дня по маленькой модели, созданной немецким художником Тобиасом Ребергером, который является одним из самых необычных художников своего поколения. Он получил “Золотого льва” на 53-й Венецианской биеннале, курируемой Даниэлем Бирнбаумом, за работу “То, что ты любишь, также вызывает и слезы”.
Его последние международные выставки проходили в Reina Sofia, Мадрид; Whitechapel Art Gallery, Лондон; Galerie Barbel Grasslin, Франкфурт; Friedrich Petze! Gallery, Нью-Йорк; Haunch of Venison, Лондон.
Искусство Ребергера создает поле сложных пересечений между понятиями искусства, авторства, социальной ценности и предмета потребления. В своей “знаменитой” серии машин художник заказал таиландским мастерам изготовить действующие машины по эскизам, которые он по памяти сделал с автомобилей известных марок. Свои собственные рисунки он превратил в бумажную массу, создав из нее имитации галерейных электрических розеток.
Оригинальная модель шатра была передана Тобиасом кураторам лично в руки, а взамен художник потребовал фотографии будущих возведенных в разных городах скульптур.
Подробнее об этом неординарном проекте мы узнали из беседы с куратором
Хансом Аскхаймом:
- Этот проект объединяет людей по всему миру - художников и зрителей. Он следует из Лондона, через Стамбул, Алматы, Сиань в Пекин с одной и той же изначально созданной моделью, придуманной художником Тобиасом Ребергером.
|
Три мобильных куратора |
Кураторы, сопровождающие проект, создают модель заново в каждом городе, где останавливаются. Сама скульптура носит то же название - “Пересекая пространство: от Лондона до Пекина” и является по большей части просто объектом обсуждения. Это инсталляция - сцена для высказываний и обмена впечатлениями.
- Проект уже прошел первую стадию. Какие отклики получила скульптура в Стамбуле?
- Мы ждем прежде всего не высказываний и отзывов. Это проект-исследование, рассматривающий реакцию зрителя в комплексе и формирующий некую философию вокруг скульптуры.
Проект следует по историческому маршруту Шелкового пути. Об итогах сейчас говорить пока рано, полная картина сложится в конце пути. По окончании проекта мы планируем смонтировать из отснятых по пути следования скульптуры видеоматериалов фильм, который будет выложен на нашем сайте. Его после этого увидит весь мир.
- Почему Вы выбрали именно Шелковый путь? Чем интересен вам этот маршрут?
- Шелковый путь стал образом взаимоотношений Европы и Азии. Он соединяет континенты как в экономическом плане, так и в культурном.
Следовательно, данный проект - это исследование взаимодействия экономических, социальных и культурных встречных движений. Мониторинг арт-рынка.
Шелковый путь - это, кроме того, популярный исторический образ.
- С чем у Вас ассоциируется данная инсталляция?
- В первую очередь, это юмористический образ. И вкладывается в него некая ирония. Ассоциируется с передвижным цирком, торговой палаткой и номадическим жилищем. Все вместе. Получается довольно забавная конструкция.
Путешествующий объект пестрой окраски. Он сворачивается и разворачивается на новом месте. Эта инсталляция соответствует мобильности проекта.
Также о проекте высказался второй куратор
Томас Кео:
- Мы с собой возим в чемоданчике маленькую модель, которая служит прообразом инсталляции.
Тобиас Ребергер, немецкий художник, автор модели, много лет работает с подобными объектами. Этим и знаменит.
Нам он дал полную свободу действий. И мы имеем авторство в каждой из скульптур. Изначальная идея его, а воплощения и интерпретации наши.
На создание объекта в каждом городе у нас очень мало времени. Чтобы воплотить скульптуру, в самые короткие сроки пришлось продумать все до мельчайших деталей.
Я живу и преподаю в Стамбуле. Там у нас было совсем другое выставочное пространство. Мы работали на открытой площадке, и в итоге получился совсем другой образ. В Алматы пришлось вписываться в пространство галереи и собрать конструкцию за два дня, чтобы успеть к дню открытия.
После создания каждой из скульптур мы фотографируем ее и отсылаем фото Ребергеру. А по окончании проекта в Пекине в следующем году модель будет возвращена автору.
- Перед началом проекта Вы, кураторы, знали что-нибудь о местных арт-рынках?
- Да, конечно. Мы предварительно изучили некоторые аспекты экономической, политической и культурной жизни в странах, которые мы собрались посетить со своим проектом. А дальше мы надеемся выяснить все при ближайшем рассмотрении, чтобы иметь возможность в будущем больше знать и сотрудничать с художниками из разных стран.
Досье “НП”
Ханс Аскхайм - художник и куратор. В числе его кураторских проектов Real Vague, Betonsalon, Париж (2009); Responding to Aernout Mik, Camden Arts Centre, Лондон (2007); And yet it Moves!, MOT, Лондон (2006); Reflection Repetition, Henie Onstad Kunstsenter, Берум, Норвегия (2003). Его исследования сосредоточены на отношениях искусства и коммерческой проблематики.
Том Кео связан с архитектурой и изобразительным искусством. Как независимого куратора его интересует исследование взаимосвязей между географией, политической экономикой и искусством. Курировал выставки в Project Art Centre и Arthouse в Дублине, в Galeria dels Angels в Барселоне и в Whitechapel Project Space в Лондоне. Был основателем и руководителем лондонской арт-площадки Meals & SUVs с 2005 по 2008 гг. С недавнего времени переехал в Турцию, где преподает историю искусства и дизайна в Измирском экономическом университете и консультирует К2 Gallery.
Миранда Поуп - куратор и научный сотрудник Голдсмитс-колледжа Лондонского университета, исследующая экологию, ее связи с искусством, политикой и полноправием. Ассоциированный куратор Arts Catalyst, где редактирует публикации, составляющие часть программы этой организации по искусству и ядерной энергии, а также редактирует книгу, посвященную творчеству Марлона Балланже. Была проектным менеджером исследовательской кураторской инициативы в Голдсмитс-колледже Curating Architecture, возглавляемой д-ром Андреа Филлипс. |