|
Наедине с природой
В рамках поддержки творческой молодежи общественным фондом “Дарынды колдау” проведен цикл мероприятий. Изначально ставилась задача серьезного, взвешенного отношения к проекту, чтобы он не оказался одноразовой инъекцией в развитие современных тенденций искусства. По результатам проведенного конкурса уже 5 работ молодых художников отправлено на международную выставку в Голландию. По их желанию организовываются семинары, мастер-классы, пленэрная практика, новые конкурсы. Активную поддержку в этих начинаниях оказывает Фонд первого президента Казахстана.
В первые дни осени был организован пленэр с выездом в окрестности Алматы. Забытая со времен социализма такая творческая практика начинает возрождаться, ибо пришло осознание необходимости работы с натурой, являвшейся просто образом жизни художников старшего поколения. Здесь оттачиваются мастерство, зоркость глаза, точность руки. Большим подспорьем явились выданные общественным фондом материалы - холсты, краски. Продуманным оказался и распорядок пленэра.
Член Союза художников Казахстана, профессионального СХ Российской Федерации, академик Петровской академии наук и искусств, академик Академии художеств Казахстана В.Ф.Псарев провел мастер-класс, поделился собственным опытом работы с натурой. Как участнику сотен международных, групповых, республиканских и персональных выставок, внесенному в каталог ХХ века “Русские и советские живописцы. 1900-1980 гг.” (Англия, Лондон), попавшему в Единый рейтинг художников России, СССР по категории 4В, ему есть о чем рассказать молодежи. По его твердому убеждению, невозможно экспериментировать в художественной форме, перешагнув этап “штудии” натуры. Ведь не секрет, что молодежь в силу своего максимализма стремится к постижению новаторских технологий, чтобы соответствовать динамике происходящих художественных процессов. И это довольно похвально при условии наработки необходимых профессиональных навыков.
До самой сути
В Центральном выставочном зале Алматы состоялось открытие выставки молодых художниц. Ее участницы - Александра Калачева, Айжан Дюсекенова, Бахыт Бубиканова. Само название экспозиции “Три дневника” предполагает откровения авторов, максимальную открытость их зрителю. Возможно, с учетом их возраста, еще не достигшего зрелости, рано говорить о сложившейся позиции художниц. Скорее, это момент, как они и сами определяют, поиска истины. И, наверное, акцент надо делать на слове “поиск”, поскольку он ощущается во всем. Есть желание высказаться, но присутствует недосказанность. Есть поиск собственного стиля, но и он в стадии развития. Девушки достаточно откровенны, признавая, что “представленные работы - это истории из жизни, сны, страхи, сомнения”. Очевидно, что они живут в этом реальном мире, где часто бывает не совсем уютно. И это не пресловутый экономический кризис, а, скорее, кризис нравственный. Мы ежедневно наблюдаем тлетворное влияние вседозволенности, распущенности нравов в современной молодежной среде с экранов телевидения. Но насколько это имеет место в жизни нашего общества?! Да, можно предположить, что депрессия, одиночество, пустота, ощущение униженности, неполноценности - все это не надуманные понятия, а один из актуальных срезов существования определенных категорий социума. И каждый из авторов ищет ответы на вопросы о предназначении человека собственным способом.
Уже сами названия работ Айжан Дюсекеновой предопределяют внутреннее беспокойство авторской мысли: “Унижение”, “Равнодушие”, “Пустота”... В них она старательно отслеживает красноречивые детали, усиливающие обозначенное ею эмоциональное состояние. В картине “Унижение” таким элементом-метафорой явились луковицы с отросшими перьями как символ горечи, обиды.
Апогея пессимизма, безысходности достигает в своих работах Бахыт Бубиканова. “Моя боль не сродни вашей, как ваша не сродни моей”, - эти слова из ее дневника. Как говорится, комментарии излишни. В ее “Безработных” ощущается уже животная апатия, а “Распятая” - просто олицетворение самоиспепеляющего напряжения духа. Такое же деструктивное дисгармоничное состояние сиамских близнецов передано и в пластике.
Даже в относительно спокойных композициях Александры Калачевой наблюдается эта душевная ранимость. В трактовке пейзажа “Грядет буря” сама природа как бы находится в состоянии отчужденности от человека. А тема “Ангел и демон” (триптих) вызывает ощущение тревоги.
Мария Жумагулова, искусствовед |