|
Надо ли учить молодого художника профессиональному изобразительному искусству - живописи, скульптуре, графике? В наши дни ответ на этот вопрос оказывается совсем не однозначным. Профессиональное мастерство всегда предполагает творческую реализацию автора-художника в сотворенной им картине, скульптуре, рисунке. Такую возможность молодым художникам предоставил столичный центр современного искусства “Куланши”
В современном изобразительном искусстве главенствующую роль обрел именно “проект”. Директор современного центра “Куланши” Лейла Махат так и утверждает: “Сегодня мы уже не говорим об одной картине, мы говорим о проекте”. Безусловно, проект может быть реализован тем, кто его придумал, или кем-то другим; реализован в чем угодно и чем угодно, может быть вообще никак не реализован.
Форма и качество реализации практически не имеют значения, а часто и не могут иметь. Вновь слово Лейле Махат.
- Что такое искусство?
- Это отражение коммуникационных процессов. И коммуникация сегодня совсем другая. Вопрос не в том, какие у тебя технические средства - главное, для чего ты их используешь, какой месседж (message (англ.) - послание, сообщение) посылаешь. В этом смысле техникой сегодня может быть все что угодно. Понятие качества - очень относительная вещь. Искусством является все, что мы объявляем искусством.
Так, в столичном центре современного искусства “Куланши” в качестве проекта была предложена тема “Свежий воздух”. Так называется экспозиция, эти сентябрьские дни семи молодых художников Казахстана. На ней представлено более тридцати работ. А также программа театральной мастерской Софьи Зиминой при участии актеров театра Светланы Фортуны, Ольги Медведевой, Ивана Анопченко, музыкантов Тимура Низамеева и Айгерим Матаевой, профессиональной исполнительницы фламенко Надежды Мазур и исполнительницы восточных танцев Муниры Каримовой.
Читаем в Интернете: “Каждый год кураторы определяют тему, на которую, собственно, и должны самовыразиться участники той или иной экспозиции”. Так, отличительная черта проекта “Свежий воздух” - молодость. Впервые в Астане состоялась выставка молодых художников Казахстана. Вполне традиционные живопись, рисунок, графика, дизайн. И вполне нетрадиционные! Очень разные, очень личные работы, заставляющие вспомнить мудрое замечание Антона Чехова: “Ново только то, что талантливо. Что талантливо - то ново”. И, кстати, несмотря на разницу творческих стилей, направлений предшествующего опыта авторов. Словом, кто во что горазд. Чем контрастнее - тем интереснее. Ведь так? Вот имена участников проекта: Дастан Бисенов, Лариса Джаксанова, Динара Нугер, Анна Петракова, Айгуль Текжанова, Саулет Жанибек, Дарияш Касымова.
Ярким открытием проекта Лейла Махат считает художницу Динару Нугер, в чьих работах чувствуется твердая рука и ясная мысль. А вот для Ларисы Джаксановой с картиной “Золотое время” - это дебют. По профессии она дизайнер, преподает в художественной студии “Куланши”. Пример Лейлы Махат, которой девушка благодарна за возможность участвовать в выставке, вдохновляет ее на творчество.
Дастан Бисенов выставляется во второй раз, и прогресс налицо. Работы Саулета Жанибека из Павлодара - одного из фаворитов центра современного искусства “Куланши” - при кажущейся “попсовости” сюжетов обладают глубиной. Также впечатляют красивая, смелая живописность и владение фактурой. У 28-летней алматинки Анны Петраковой большой опыт подобных проектов в разных странах.
Анна приехала случайно в столицу и сразу попала на выставку. И художнице, безусловно, очень приятно, что ее первый визит в столицу оказался удачным.
Нетрудно проследить в работах молодых художников истоки - живописную традицию XX века. Совершенно очевидно, что эта традиция, школа, в равной степени глубоко национальная, и она отнюдь не иссякла, не обесценилась, способна давать очень сильные и новые художественные, пластические свершения. Также - давать новые имена.
Молодые художники, кстати, явно не помышляют о самовыражении - они стремятся выразить то, что видят, ощущают в мире, в Казахстане. Все работы, представленные экспозицией, действуют своей художественной формой, до удивления часто очень реальной. Во всех работах нет никакого смакования “я” - они продиктованы подлинностью и исполнены художественно, что и делает их искусством.
“Современное ли искусство? Актуальное ли”? - возможно спросит обыватель, посетивший этот проект. “И современное, и актуальное, и с отчетливым “месседжем”, если понимать под этим словом обращенную к зрителю мысль художника, идею, образ”, - ответит ему директор современного искусства Лейла Махат. Нельзя с ней не согласиться. Вот только “техника” - не все что угодно, а очень нелегкая техника, встречается в работах молодых художников, и качество отнюдь не относительное. Есть в работах ярко выраженный национальный характер - то, что всегда и прежде всего интересно в искусстве, что одно и поднимает его до уровня мирового. “Выделить кого-то очень трудно, все художники трогательны в своей чистоте, они еще не обросли “броней” и живут с открытым сердцем, - говорит Лейла Махат. - Но они дерзкие, сильные, им есть что сказать миру, и у них большой потенциал. Главное - не останавливаться и продолжать работать”.
Куда пойдут молодые художники? Путь большого профессионального мастерства труден, тернист, материально не выгоден. Безжалостный рынок приложит все усилия к тому, чтобы опасные конкуренты не обрели достойное место в жизни, не получили в мире статус современного актуального искусства, хранителя, преемника и продолжателя великого мирового искусства XX века. Напомним: ведь для того, чтобы новое поколение выбирало пепси (и платило за нее миллионы долларов), когда-то были вырублены под корень виноградники.
Мира Мустафина
Фото автора
Алматы - Астана |