|
Айгерим Бейсенбаева
Хрупкая девушка с дирижерской палочкой в руках похожа на юную волшебницу. По мановению рук Динары Тлендиевой начинают играть десятки музыкальных инструментов, выстраивается четкий ритмический рисунок - творится настоящее волшебство
Динара Тлендиева - дочь народного артиста СССР, талантливого композитора Нургисы Атабаевича Тлендиева. Но знаменита она не только благодаря славному имени отца, но и собственными заслугами.
Несколько месяцев назад молодая девушка была удостоена ответственной должности - стала главным дирижером оркестра, основанного ее отцом, - Государственного академического фольклорно-этнографического оркестра “Отырар сазы” имени Тлендиева.
Динара Тлендиева рассказывает корреспонденту “НП” о своем творческом пути:
- Мой отец - музыкант, и потому, естественно, меня, не долго думая, отдали в музыкальную школу, как только мне минуло шесть лет. Не помню, если честно, хотела ли я в тот момент сама заниматься музыкой, но позже, конечно, уже разобралась в своих привязанностях.
Двенадцать лет я училась в музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой по классу фортепьяно. Моим преподавателем была Людмила Ильинична Лапан, самый лучший педагог, на мой взгляд. Отец ушел из жизни, когда я училась в восьмом классе. И после этого я целенаправленно начала учиться играть на домбре и по классу композиции.
После окончания школы я поступила в консерваторию имени Курмангазы. Я сама выбрала специальность, класс Толепбергена Абдрашева, - дирижирование, так как хотела продолжить дело отца. У меня с детства была мечта - работать в оркестре папы. Продолжить его путь. Имя отца, конечно, не угаснет. Но мне приятно посвящать жизнь его делу.
- Расскажите о том, как так получилось, что Вас назначили дирижером оркестра “Отырар сазы”.
- С тех пор как я поступила в консерваторию, стала выходить на сцену в качестве дирижера. До этого я с отцом выступала в качестве пианистки. А позже - домбристки. Во время учебы в консерватории я начала свою концертную деятельность. У меня уже был какой-то опыт выступлений.
В апреле этого года я начала работать в качестве дирижера. И примерно через месяц состоялось прослушивание - министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед присутствовал на выступлении оркестра. После выступления в тот же день меня неожиданно назначили главным дирижером оркестра “Отырар сазы” и его художественным руководителем.
- Это очень большая ответственность. Вы были готовы к этому?
- Я не ожидала, естественно. Конечно, я мечтала со временем занять это место, но не думала, что это произойдет так скоро. Это для меня огромное счастье. Стать в 24 года главным дирижером - это для меня сюрприз и большая удача.
Конечно, это ответственность, но в первое мгновение я думала только о том, какое это безмерное счастье.
- Как решение о Вашем назначении воспринял коллектив?
- Коллектив воспринял очень хорошо. Наверное, потому, что члены оркестра знают меня многие годы. И сейчас в “Отырар сазы” работают основоположники оркестра.
- С какими сложностями Вы столкнулись на первых порах работы в качестве главного дирижера?
- Сложности по большей части организационные. Но это как в любом другом деле. И потом, когда только начинаешь работать, могут возникнуть сложности. Все это преодолимо.
В оркестре работают настоящие профессионалы, состоявшиеся музыканты. С такими людьми работать одно удовольствие.
- На Вас лежит ответственность за подбор репертуара...
- Да, как художественный руководитель, я отвечаю за выбор произведений для исполнения. Я знаю весь репертуар оркестра, трудности для меня это не составляет.
Новые произведения мы еще не внедряли, но со временем приступим к этому, а пока у нас очень большой репертуар.
Отбор произведения зависит от автора композиции и от использованных для исполнения инструментов.
- “Отырар сазы” очень много времени проводит на гастролях в других странах. Это один из коллективов, представляющих национальную казахскую культуру за рубежом. Вам уже довелось поездить вместе со знаменитым оркестром?
- Съездить на гастроли я успела пока только в Астану. Но в октябре мы собираемся с выступлениями в Саудовскую Аравию.
В Астану мы ездили на правительственный концерт в честь Дня Конституции. Это была моя первая гастрольная поездка.
- Как Вас восприняла публика? Все-таки молодая девушка в качестве главного дирижера...
- Естественно, все были удивлены. Те, кто меня не знает, а только слышал что-то. Конечно, многие думают, что если молодая, то неопытная...
Но в глаза, конечно, все хвалят, говорят, что я на правильном пути.
- То, что Вы - молодая девушка, не мешает Вам в достижении цели? Или женщине в этом деле сложнее доказать свою компетентность и талант?
- Я себя в данном качестве чувствую абсолютно нормально. Мне это не мешает. Мне даже нравится, так как мой случай, так сказать, эксклюзивный.
- Расскажите о проблемах национальной музыки на примере Вашего оркестра.
- Сегодня мало кто интересуется фольклорной музыкой. У кого ни спроси, никто ничего не знает о наших национальных инструментах.
Самый первый шаг к решению этой проблемы - это просветить молодежь: организовать специальные концерты народной музыки, ориентированные на школьников. Они ведь должны хотя бы визуально знать народные инструменты.
Президент поддерживает подрастающее поколение, и сейчас у нас много талантливых музыкантов, занимающихся фольклором. Много способных музыкантов. Очень много “народников” в консерватории. И это замечательно.
- Сейчас Вы выступаете в качестве дирижера и пишите музыку. Расскажите о своих планах на будущее.
- В начале октября у нашего оркестра открытие сезона. Планируется гастрольная поездка в Саудовскую Аравию. Творческое волнение по этому поводу присутствует.
В следующем году - 85-летний юбилей моего отца Нургисы Тлендиева. Мы будем отмечать его большим музыкальным фестивалем.
В будущем планируем работать над оркестром - внедрять новые народные музыкальные инструменты. Жетыген, љскiрiк, сыбызгы и другие музыкальные инструменты. Жетыген - интересный инструмент, он у нас есть, но какое-то время не использовался. Во время работы в оркестре отца партия жетыгена присутствовала.
Кроме того, необходимо создать небольшие ансамбли внутри оркестра. Я думаю, все это необходимо возобновить.
Справка “НП”
Нургиса Атабаевич Тлендиев (1925 - 1998) - знаменитый казахский композитор, дирижер, домбрист. Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978); народный артист СССР (1984). По указу президента Казахстана в 1998 году Н. Тлендиеву присвоено звание “Халыћ ћањарманы”.
Родился и вырос в ауле Шиликимер Илийского района Алматинской области. Окончил дирижерский факультет Московской консерватории.
Был главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая (1953-1961), Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы (1961-1964) и организованного им самим оркестра народных инструментов “Отырар сазы” (1981-1998). Автор более 500 музыкальных произведений. Им написана музыка к 40 пьесам и более чем к 20 кинофильмам.
Похоронен у Мавзолея Жамбыла. |