|
Красота, которая помогает жить
Стало замечательной традицией проведение праздника ремесел стран Центральной Азии в Алматы. Но если раньше мы имели дело с ярмарками, где во главу угла ставились задачи реализации продукции, но в этот раз акцент был перенесен именно на творческий обмен идеями, новациями, технологиями народных мастеров.
В течение недели проходила выставка ремесел в Центральном выставочном зале. А состоялась она благодаря инициативе Райхан Курымбаевой, директора частного предприятия “Райхан-Дана” из Ташкента. Она является членом Ассоциации женщин Узбекистана. Именно она решила организовать выставку в Казахстане, на которую впервые были приглашены непосредственно мастера, авторы уникальных изделий, а не посредники, которых интересовали только результаты распродажи. В этой акции оказались в выигрыше все: мастера, получившие возможность взаимообмена профессиональным опытом, покупатели, приобретающие изделия без лишних “накруток”, и алматинские умельцы, безвозмездно получившие знания и навыки на организованных мастер-классах.
Райхан поделилась своим богатым опытом, как в Узбекистане налажено производство народных ремесел, эффективно разрешающее проблемы занятости населения. Поначалу эта уникальная женщина организовала собственное производство пэчворка, курака и батика, что позволило ей участвовать в художественных выставках. Ее эксклюзивная продукция была замечена посетителями выставок - иностранцами, сделавшими ей конструктивные предложения. Так, Райхан стала тренером, обучающим тысячи женщин секретам ремесла. Такую работу ее и партнеров оплачивает Ремесленная палата Германии, а они, в свою очередь, безвозмездно передают свой опыт соотечественницам. В разных уголках страны стали открываться производственные мастерские, возрождающие традиции народного ремесла, изделия сразу стали востребованными в международных масштабах. Ведь старинные технологии всегда в цене, а использование натурального, экологически чистого сырья придает еще больший вес изделиям. При этом разрабатываются новые технологии и стилистические приемы в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Ведь только искусство пэчворка (курак, лоскутная техника, мозаика, инкрустация) имеет глубокие международные традиции. Насколько мастера владеют ими, наглядно видно по экспозиции. Здесь и европейский, и восточный стили, и свои ноу-хау народных мастериц. Целый раздел занимает демонстрация изделий казахской мастерицы Закиры-апай из Узбекистана, в которых узбекские и наши народные традиции переплелись в причудливый симбиоз.
Есть в Узбекистане и предприятие, которое наладило производство изделий на основе верблюжьей шерсти. Они, имея чисто утилитарное предназначение, чрезвычайно актуальны в быту, обладая и лечебными свойствами. При этом используется чисто народный прием исполнения - простегивание.
Такие выставки не оставляют никого равнодушными, ведь тепло прикосновения человеческих рук, искрящийся мажор ярких открытых цветов, виртуозная тонкость исполнения изделий, природные свойства использованных материалов завораживают. Здесь демонстрируется уникальная керамика гончаров в девятом поколении - династии Юсуповых. Это дошедшая из глубины веков традиция голубой керамики Риштакской школы со своим древним фирменным логотипом. Изделия в стиле “корахалам” можно использовать в быту в течение 100 лет. Керамисты создают и новую продукцию с введением современного колора.
Узнаваемы и интересны изделия мастеров из Кыргызстана, находящихся в беспрерывном творческом контакте с Казахстаном. Это, в первую очередь, войлок, замеченный в неисчерпаемых вариациях - от масштабных произведений до очаровательных мини-сувениров. Картины художника Омиркула уулу Базаркула удачно вписались в экспозицию, поскольку они выполнены в стиле этноарт.
В Казахстане сейчас прогрессирует искусство батика. Здесь представлены изделия, имеющие чисто утилитарное назначение. Они демонстрируют своеобразие и отличие от творчества узбекских мастериц, использующих в основном растительные красители, которые при этом не линяют, сохраняя свежесть колора. Изделия профессиональной художницы, этнодизайнера Айсулу Садвакасовой отличаются ее новаторским стилем. В свое время композиция “Байконур” в лоскутной технике была отмечена призовым местом, в течение 19 лет она экспонировалась во Всероссийском музее народного декоративно-прикладного искусства, откуда совершила вояж на ряд международных выставок и только недавно вернулась к владелице. Каждая из представленных работ Айсулу была отмечена на конкурсах дипломами. Их отличает современный дизайн в синтезе с привлечением традиционных материалов. Ее коллег из Центральной Азии привлек набор приемов, используемых казахстанским автором, отличающийся простотой исполнения и получаемым высоким художественным эффектом.
Трудно перечислить все увиденное в экспозиции. Это и замечательные модели одежды, в которых простота кроя, характерная для народного костюма, сочетается с отточенным вкусом в применении материалов ручного способа производства и декоративных элементов. Это и бижутерия с использованием природных материалов, и многое другое, привносящее красоту, тепло и уют в наш несколько стандартный быт. Это и опыт организации жизни тысяч и тысяч людей, нашедших, наконец, собственное призвание и способы обеспечения семьи, что чрезвычайно актуально в период пресловутого кризиса.
Мария Жумагулова, искусствовед |