|
Айгерим Бейсенбаева
Алмагуль Менлибаева - известная за рубежом казахстанская художница. Она много путешествует по миру, чтобы понять тонкости собственной кочевой культуры. В ее работах раскрываются яркие образы восточных женщин - притягательных своей загадочностью.
В Алматы открылась выставка Менлибаевой Exodus, в которой художница представила несколько работ и видео-арт на тему культурного исхода народов
Ветер развевает длинные волосы молодых пери. Таинственные божества в женском обличьи идут по степи, и их легкие шаги слышны только детям. Взрослые не обращают внимания на разгневанных духов, складывают убранство юрт, чтобы уехать в город. Пери не хотят их отпускать, но не могут остановить людей, решивших покинуть степь навсегда. Тревожно звенят хрустальные подвески люстры, злобно воет ветер - недовольны духи...
Легкие фигуры рассерженных пери видны только маленькой девочке. Она идет за ними, и взрослые уезжают, забыв ребенка в степи. Так, стремясь к прогрессу, люди потеряли свое будущее.
Видео-арт Exodus Алмагуль Менлибаевой тревожен. И полон предостережений человечеству. Это и есть культурный исход, по мнению автора.
Художница Алмагуль Менлибаева рассказала о своих работах, представленных в Казахстане:
- В Казахстане я представляю выставку Exodus. Это слово означает “Исход” и отсылает нас к Библии - к исходу древних евреев из Египта. Сейчас происходит культурный исход всех самобытных народов, в том числе и казахов.
Сама я родилась в городе, но мои родные жили в деревне. Я много путешествую, вижу, как живут в чужих странах, и постоянно задаюсь вопросом: “Чем мы отличаемся от других?”. Это все очень интересно.
Exodus - это явление, с одной стороны, печальное, так как происходит отход от некоторых культурных традиций и мы уже давно не кочевники, а, с другой стороны, в этом нет ничего плохого, так как при смене образа жизни менталитет в общих чертах остается неизменным. Несмотря на то, что мы уже много десятилетий живем в городах.
Люди сейчас интересуются историей, культурой, но опять же нельзя уделять внимание только древности. Современное искусство люди даже не пытаются понять. Кино, литература, живопись - все это остается за пределами внимания наших людей. Они вкушают только то, что понятно, объяснимо, то что подготовили и преподнесли.
Современный человек приходит за культурой, как за продуктами в супермаркет. Это не только у нас, но и на территории всего постсоветского пространства. Философия консьюмеризма.
- Какую роль играет восточная женщина в Ваших работах? У нее божественный образ или земной?
- Я давно работаю над имиджем казахстанской женщины за рубежом. Мне очень притягательной кажется мистическая тема, и потому я широко использую мифологию в своих работах.
В мифологии, как это ни удивительно, очень много правдивых вещей. Мои женщины - это пери. Полуженщины-полуживотные. Мне нравится эта недосказанность в их образе, эта необъяснимость, таинственность.
- Вы демонстрировали фильм Exodus на Венецианском биеннале...
- Я показала свой фильм на двух мероприятиях - в Нью-Йорке и Венеции. Там собрались самые именитые художники, и мне, конечно, было приятно представлять свое творчество такой публике.
Второй фильм Qweens был снят в Нью-Йорке. А получилось это так - моя идея выиграла грант Фонда Энди Уорхола. Получившийся видео-арт участвовал в выставке Tarjama/Translation в Куинском музее искусств, организованной тремя американскими кураторами - Лизой Ахмади, Ифтикарой Дэди и Реем Фадда.
Фильм об иммигрантах в Нью-Йорке - выходцах из Средней Азии. Об узбеках, корейцах, бухарских евреях, афганцах.
Обязательно хотела продемонстрировать его здесь, у себя на родине, чтобы показать, как живут люди за рубежом. Как они, находясь вдали от родной земли, чтят свои традиции. Культура видоизменяется, но не настолько, чтобы человек забыл о своих корнях.
Вопрос интеграции очень важен. Этот процесс не должен быть пущен на самотек.
- Как за рубежом воспринимается казахская культура? Ее образ складывается под влиянием произведений тех немногочисленных авторов, которые представляют Казахстан за границей? Есть художники, показывающие то, что хочет видеть западный зритель, а не то, что есть на самом деле...
- Я работаю на международном рынке восемь лет. Возможно, данное суждение относится и ко мне, но это мнение не совсем верно. Искусство - это всегда конфликт, оно не может быть только приглаженным или только излишне откровенным. Не всегда творчество бывает понято правильно. И это нормальное явление.
Любители искусства - это не всегда только ценители прекрасного. В жизни тоже не все так красиво, как на картинах, есть и жестокость, и суровая правда. Потому существует реальное искусство, когда человек показывает все, что чувствует, что на душе. И честно говорит об этом - конечно, это не всегда приятно.
О казахской культуре нигде никто ничего не знает. Наше Министерство культуры мало для этого делает, к сожалению. Если и узнают, то только на каких-то международных биеннале, спонсированных иностранными организациями и компаниями. Нашим это не нужно.
Здесь такая философия потребительства, и все отношение к искусству сводится к следующему: “сделай мой портрет!”.
А мне бы хотелось, чтобы вернулось то понимание искусства, которое бытовало у нас раньше. Вспомните древние традиции - кюйши пел песню, льющуюся из души, сложенную на основе собственного опыта, знания жизни и наблюдения за тяжелой судьбой народа, и люди, слушая его, плакали.
Что сейчас происходит, на то страшно и больно смотреть, и если бы можно было показать все это, чтобы люди, если и не заплакали, то хотя бы задумались!
- Вы казахстанская художница, работающая за рубежом. Как считаете, искусство должно иметь национальность или это интернациональное понятие?
- После перестройки люди начали работать над собственной национальной идентификацией. У нас, как всегда, из крайности в крайность. Что при советской власти, что сейчас. Это относится и к религии, и к культуре. Я приезжаю в деревню к бабушке и наблюдаю странную картину - мой сосед, друг детства, ударился в религию, причем в такой форме, что это мешает ему жить. Он женил ребенка своего в 13 лет, отрастил бороду... Я считаю, что ни в чем не следует впадать в крайности.
Мы сейчас живем во времена поисков, и люди теряются, не знают, куда податься. Эти искания нас изменяют. Иногда не в лучшую сторону.
Мы не любим думать, выражать свое мнение. Мы культурные рабы. У нас редко бывает свое мнение, а все благодаря образованию. Это моя точка зрения, сложившаяся во время путешествий. У нас не самое лучшее образование. Зачет? Принеси барана! Все, к сожалению, сводится к этому.
Справка “НП”
Алмагуль Менлибаева. Родилась в 1969 году.
С 1993 года член СХ РК.
1995 год - лауреат премии “Дарын”; Гран-при на II Центрально-Азиатском биеннале “Азия-Арт” в г.Ташкенте (Узбекистан).
2002 год - лауреат независимой премии “Тарлан”.
С 1988 года принимает участие в республиканских и международных выставках.
Живет и работает в Алматы (Казахстан) и Амстердаме (Голландия). |