ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дети культурного исхода Культура

Айгерим Бейсенбаева
Алмагуль Менлибаева - известная за рубежом казахстанская художница. Она много путешествует по миру, чтобы понять тонкости собственной кочевой культуры. В ее работах раскрываются яркие образы восточных женщин - притягательных своей загадочностью.
В Алматы открылась выставка Менлибаевой Exodus, в которой художница представила несколько работ и видео-арт на тему культурного исхода народов

Ветер развевает длинные волосы молодых пери. Таинственные божества в женском обличьи идут по степи, и их легкие шаги слышны только детям. Взрослые не обращают внимания на разгневанных духов, складывают убранство юрт, чтобы уехать в город. Пери не хотят их отпускать, но не могут остановить людей, решивших покинуть степь навсегда. Тревожно звенят хрустальные подвески люстры, злобно воет ветер - недовольны духи...
Легкие фигуры рассерженных пери видны только маленькой девочке. Она идет за ними, и взрослые уезжают, забыв ребенка в степи. Так, стремясь к прогрессу, люди потеряли свое будущее.
Видео-арт Exodus Алмагуль Менлибаевой тревожен. И полон предостережений человечеству. Это и есть культурный исход, по мнению автора.
alt
Художница Алмагуль Менлибаева рассказала о своих работах, представленных в Казахстане:
- В Казахстане я представляю выставку Exodus. Это слово означает “Исход” и отсылает нас к Библии - к исходу древних евреев из Египта. Сейчас происходит культурный исход всех самобытных народов, в том числе и казахов.
Сама я родилась в городе, но мои родные жили в деревне. Я много путешествую, вижу, как живут в чужих странах, и постоянно задаюсь вопросом: “Чем мы отличаемся от других?”. Это все очень интересно.
Exodus - это явление, с одной стороны, печальное, так как происходит отход от некоторых культурных традиций и мы уже давно не кочевники, а, с другой стороны, в этом нет ничего плохого, так как при смене образа жизни менталитет в общих чертах остается неизменным. Несмотря на то, что мы уже много десятилетий живем в городах.
Люди сейчас интересуются историей, культурой, но опять же нельзя уделять внимание только древности. Современное искусство люди даже не пытаются понять. Кино, литература, живопись - все это остается за пределами внимания наших людей. Они вкушают только то, что понятно, объяснимо, то что подготовили и преподнесли.
Современный человек приходит за культурой, как за продуктами в супермаркет. Это не только у нас, но и на территории всего постсоветского пространства. Философия консьюмеризма.
alt
- Какую роль играет восточная женщина в Ваших работах? У нее божественный образ или земной?
- Я давно работаю над имиджем казахстанской женщины за рубежом. Мне очень притягательной кажется мистическая тема, и потому я широко использую мифологию в своих работах.
В мифологии, как это ни удивительно, очень много правдивых вещей. Мои женщины - это пери. Полуженщины-полуживотные. Мне нравится эта недосказанность в их образе, эта необъяснимость, таинственность.
- Вы демонстрировали фильм Exodus на Венецианском биеннале...
- Я показала свой фильм на двух мероприятиях - в Нью-Йорке и Венеции. Там собрались самые именитые художники, и мне, конечно, было приятно представлять свое творчество такой публике.
Второй фильм Qweens был снят в Нью-Йорке. А получилось это так - моя идея выиграла грант Фонда Энди Уорхола. Получившийся видео-арт участвовал в выставке Tarjama/Translation в Куинском музее искусств, организованной тремя американскими кураторами - Лизой Ахмади, Ифтикарой Дэди и Реем Фадда.
Фильм об иммигрантах в Нью-Йорке - выходцах из Средней Азии. Об узбеках, корейцах, бухарских евреях, афганцах.
Обязательно хотела продемонстрировать его здесь, у себя на родине, чтобы показать, как живут люди за рубежом. Как они, находясь вдали от родной земли, чтят свои традиции. Культура видоизменяется, но не настолько, чтобы человек забыл о своих корнях.
Вопрос интеграции очень важен. Этот процесс не должен быть пущен на самотек.
alt
- Как за рубежом воспринимается казахская культура? Ее образ складывается под влиянием произведений тех немногочисленных авторов, которые представляют Казахстан за границей? Есть художники, показывающие то, что хочет видеть западный зритель, а не то, что есть на самом деле...

- Я работаю на международном рынке восемь лет. Возможно, данное суждение относится и ко мне, но это мнение не совсем верно. Искусство - это всегда конфликт, оно не может быть только приглаженным или только излишне откровенным. Не всегда творчество бывает понято правильно. И это нормальное явление.
Любители искусства - это не всегда только ценители прекрасного. В жизни тоже не все так красиво, как на картинах, есть и жестокость, и суровая правда. Потому существует реальное искусство, когда человек показывает все, что чувствует, что на душе. И честно говорит об этом - конечно, это не всегда приятно.
О казахской культуре нигде никто ничего не знает. Наше Министерство культуры мало для этого делает, к сожалению. Если и узнают, то только на каких-то международных биеннале, спонсированных иностранными организациями и компаниями. Нашим это не нужно.
Здесь такая философия потребительства, и все отношение к искусству сводится к следующему: “сделай мой портрет!”.
А мне бы хотелось, чтобы вернулось то понимание искусства, которое бытовало у нас раньше. Вспомните древние традиции - кюйши пел песню, льющуюся из души, сложенную на основе собственного опыта, знания жизни и наблюдения за тяжелой судьбой народа, и люди, слушая его, плакали.
Что сейчас происходит, на то страшно и больно смотреть, и если бы можно было показать все это, чтобы люди, если и не заплакали, то хотя бы задумались!
alt
- Вы казахстанская художница, работающая за рубежом. Как считаете, искусство должно иметь национальность или это интернациональное понятие?

- После перестройки люди начали работать над собственной национальной идентификацией. У нас, как всегда, из крайности в крайность. Что при советской власти, что сейчас. Это относится и к религии, и к культуре. Я приезжаю в деревню к бабушке и наблюдаю странную картину - мой сосед, друг детства, ударился в религию, причем в такой форме, что это мешает ему жить. Он женил ребенка своего в 13 лет, отрастил бороду... Я считаю, что ни в чем не следует впадать в крайности.
Мы сейчас живем во времена поисков, и люди теряются, не знают, куда податься. Эти искания нас изменяют. Иногда не в лучшую сторону.
Мы не любим думать, выражать свое мнение. Мы культурные рабы. У нас редко бывает свое мнение, а все благодаря образованию. Это моя точка зрения, сложившаяся во время путешествий. У нас не самое лучшее образование. Зачет? Принеси барана! Все, к сожалению, сводится к этому.

Справка “НП”
Алмагуль Менлибаева. Родилась в 1969 году.
С 1993 года член СХ РК.
1995 год - лауреат премии “Дарын”; Гран-при на II Центрально-Азиатском биеннале “Азия-Арт” в г.Ташкенте (Узбекистан).
2002 год - лауреат независимой премии “Тарлан”.
С 1988 года принимает участие в республиканских и международных выставках.
Живет и работает в Алматы (Казахстан) и Амстердаме (Голландия).

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение