Ольга Зорина
Уже в который раз культуру нашей страны будет представлять миру скандально известный, необычайно креативный, харизматичный, философствующий дервиш-художник Саид Атабеков. В мае он вернулся из Милана, а в сентябре будет покорять сердца эмоциональных парижан и гостей французской столицы
Виртуальные галереи, архитектурный дизайн, интерьеры, многомерные пространства, синтез изображения и звука - это лишь минимум возможностей цифровых технологий, стремительно ворвавшихся в нашу жизнь. Трудно даже представить себе, что хотя бы раз в день нам не придется пропальпировать клавиатуру родного компьютера или нажать на клавиши сотового телефона. А для художников новый мир медиа стал доступным и интересным в творчестве инструментом.
Видеоартом Саид Атабеков начал заниматься давно, одним из первых в Казахстане. Еще в 1999 году на международной выставке “Коммуникации. Опыты взаимодействия”, организованной в Алматы Центром современного искусства Сорос Казахстан, Саид для своей инсталляции создал непростой видеоряд, сопровождающий творческий проект. Затем последовали эксперименты исключительно с фотографией и видео. Например, в 2004 году его фильм “Ноев ковчег” занял первое место в конкурсе-фестивале “Видеоидентичность: сакральные места Центральной Азии”. Работа рассказывала о том, что потомки Ноя (по одной из легенд, Ноев ковчег остановился в горах Южного Казахстана) живут среди “пирамид” черного цвета - промышленных отходов свинцового завода. Трубы индустриальных гигантов - это новые минареты цивилизации. Они сегодня символизируют брутальную связь прошлого с настоящим и будущим. Таков Саид в своих размышлениях. Это он кланялся тактильным дверям супермаркетов в Берлине, демонстрируя преклонение современного поколения перед новейшими технологиями и модой. Он же изобрел необычную бесик-колыбель, перекладину которой заменил автомат Калашникова. Он же сшил вызывающие чапаны, выполненные с одной стороны в национальной манере, с другой - в стиле милитари. Его жесткая манера самовыражения не оставляет никого равнодушными.
Идей у Саида всегда много, и все выливается в непривычный взгляду эпатирующий эксперимент с мыслью и видеорядом. Эта его способность постоянно находить идею рядом и мгновенно обыгрывать ее, серьезно ценится иностранными искусствоведами и кураторами международных биеннале, на которых Саид всегда самый желанный участник и всегда, кстати, победитель. Вот и в мае нынешнего года он вновь побывал за границей, показав на 58-й миланской биеннале свои фото- и видеообъекты. И вновь его работы заинтересовали не только публику, но и организаторов следующих международных выставок. Саид будет в Париже 20 сентября, где представит серию фотографий, сделанных на основе своих впечатлений по дороге в Рим.
Саид, надо отметить, не только собственным творчеством занимается. Он уже несколько лет преподает уроки медиамастерства студентам Международного казахско-турецкого университета, возглавляет молодежное объединение художников Южного Казахстана и организует креативные студенческие проекты. У него появились первые ученики, фотообъекты которых будут отправлены для участия на монреальской биеннале. И что самое важное, через актуальное искусство Саида Атабекова и его воспитанников мир знакомится не только с Казахстаном как со страной, но и оценивает немалые способности наших художников, смело манипулирующих современными средствами креатива. |