ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Музыка века: магическая арифметика? Культура

Василина Воркова
Музыка - одно из самых прекрасных творений человека. А классическая музыка, являясь венцом творения, обладает удивительной способностью делать нас лучше, возвышеннее, прекраснее, благороднее, но понимать ее, к сожалению, дано не каждому. На днях в зале Казахконцерта состоялся концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан под управлением Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Рашида Скуратова.
Перед концертом Рашид Скуратов рассказал о своей творческой деятельности и предстоящем концерте

alt
- Какие произведения будут представлены публике сегодня на концерте?
- Программу выбирал не я, а руководство концертного отдела филармонии, соблюдая некую конкретную программу действий. Композитор Бетховен должен был звучать в двух отделениях, поэтому мне предложили сыграть полностью Бетховенскую программу. В ответ на предложение я выбрал те произведения, которые, на мой взгляд, были более подходящими.
- В чем особенность этих произведений?
- Главная особенность - это магия цифр: увертюра Леонора №3 из оперы “Фиделио”, Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Симфония №5.
- По какому критерию Вы выбираете произведения для концерта?
- Критерий один - музыка не должна быть скучной. Отсюда и выбираю, как выстроить вступительную часть концерта, как построить средний раздел - произведение, которое идет вторым номером, и как поставить кульминационную точку в произведении, которое идет последним номером, то есть по восходящей.
- Как Вы настраиваетесь перед концертом, существует ли какой-нибудь ритуал?
- Прямо перед концертом я никого не хочу видеть, чтобы никто не отвлекал - вот и все.
- На Ваш взгляд, интерес к серьезной симфонической музыке действительно снизился?
- Что касается европейской части России или Западной Европы, интерес и любовь к этому жанру никогда не умирали. Это все сохранилось, потому что симфоническая музыка наряду с оперной музыкой является естественной потребностью общества. Если вспомнить историю, то это связано прежде всего с глубокими историческими традициями, когда светская музыка начинала свой путь через церковь.
Каждое воскресенье родители брали с собой маленьких детей, выстаивали службу, слушали мессу под аккомпанемент либо маленького хора в церкви, либо органа, либо большого инструментального оркестра. И потихоньку в сознание маленького человека через музыку входила любовь к деяниям Иисуса, к деяниям апостолов.
А дальше уже развивалась техника построения композиционных планов. Затем для профессиональных композиторов нужна была творческая лаборатория в виде коллективов, а для коллективов - богатые покровители. Вот так и создавалась история возникновения оркестров. И общество также проявляло большое рвение быть свидетелем звучания этих оркестров, быть их современниками, быть слушателями.
Другое дело, что не всегда это было демократично, так как только богатые люди могли себе позволить присутствовать на концерте музыкальной звезды. Только лишь потом, когда произошла французская революция, революция в Голландии, объединение раздробленных германских княжеств, тогда и возникла та демократическая основа, ради которой горожане стали брать в руки власть и устраивать концерты.
- Почему Вы решили стать дирижером? С чего начиналась Ваша карьера?
- На меня повлияла определенная личность - это Юрий Темиркханов. В 15 лет я заболел этой музыкальной деятельностью - дирижированием. Я увидел по телевидению концерт Ленинградского оркестра, это был второй состав, когда они исполняли музыку Гершвина “Американец в Париже”. Темиркханов просто руками показал все, а оркестр играл то, что он показывал. Тогда я стал задумываться, что такое движение? Просто пустое размахивание или это передача некой информативности, характеров через глаза, тело, руки, голову, поклон, наклон, блеск или слезу, все что угодно.
Карьера - это громкое слово. Мне кажется, что оно относится больше к бизнесу. А что касается карьеры, то я обычно это так не называю. Это называется служба, потому что вы занимаетесь деятельностью, которая, в принципе, вам ничего не дает. Но то, что вы отдаете через свою службу людям, в первую очередь музыкантам, а те в свою очередь, как передаточное звено, публике - это остается с ней надолго. И еще хотел бы напомнить, что эта служба сопряжена со священнодействием. Это может показаться немного громким заявлением, но сюда нужно приходить с чистой совестью. Какая у меня совесть - пусть судят люди. Но с чистой совестью, иначе никогда не откроется та дверь, за которой есть тайна лаборатории композитора.
- В музыкальной среде бытует мнение, что дирижер подчиняет оркестр либо силой воли и диктатом, либо добротой. Как Вы относитесь к этому утверждению?
- Это манифест тех дирижеров, которые работали под крылом людей всесильных, под прикрытием царствующих особ, и людей, которые работали под прикрытием чиновников, скажем, диктаторских режимов.
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать дирижер?
- В первую очередь он должен быть Человеком с большой буквы. Во-вторую - он должен быть профессионалом своего дела.
- Вы принимали участие в программе “С любовью к будущим мамам...” Планируете ли Вы в дальнейшем участвовать в таких программах?
- В этой программе активное участие принимало Министерство культуры и Минздрав России. Это связано с нашим желанием участвовать в государственной политике, в проблеме демографии, чтобы демографическая ситуация в России выровнялась, поднялась на более высокую планку. Как показали первые концерты этого проекта, ситуация значительно улучшилась. Я думаю, что это еще повторится, только в виде других программ, но идеи будут расти и жить.
- Каковы Ваши дальнейшие планы?
- Я буду играть 8 Марта праздничный концерт в Санкт-Петербурге для женщин города на Неве. В Казани пройдет несколько моих концертов. Потом я должен буду играть в Будапеште на музыку современных композиторов, а в Соединенных Штатах будет очередной классический концерт.
- Какие залы Вам больше всего нравятся?
- В Будапеште есть замечательный зал. Нравится мне огромный по площади и уникальный по акустике зал Финской филармонии. Хороший зал Аудиториум в Мадриде, Золотой зал - в Праге. Да и в Петербурге, кстати, в Капелле один из замечательных залов по акустическим данным.
- Отличается ли публика в разных странах?
- Публика везде одинаковая, потому что люди приходят за тем, чтобы соприкоснуться с неким величием красоты музыки и почувствовать свое соучастие в развитии эмоционального тонуса исполнения музыки. Вообще создать какие-то свои представления о том или ином композиторе и также вместе с оркестром и дирижером участвовать в концерте - по крайней мере, я это чувствую спиной.
Рашид Скуратов - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации - получил музыкальное образование по специальности “дирижер оперного и симфонического оркестра” в Новосибирской консерватории под руководством профессора Арнольда Каца. После окончания консерватории в 1987 году Скуратов был назначен руководителем студенческого симфонического оркестра.
В 1988 году он завоевал 3-ю премию на VI Всесоюзном конкурсе симфонических дирижеров. Рашид Скуратов много гастролировал в странах бывшего Советского Союза, работая с лучшими оркестрами. В 1990 году был выбран на должность главного дирижера Казанского симфонического оркестра. Благодаря его опыту и энтузиазму оркестр за короткое время завоевал общенациональное признание.
С 1992 года дирижер также сотрудничает с Театром оперы и балета имени М.Джалиля. В 1994 году он посетил США, где представил программы, включающие произведения русских композиторов XIX и XX веков. Эта музыка звучала в исполнении BVSO Symphony orchestra (Техас) и UH-Symphony orchestra (Хьюстон).
Рашид Скуратов выступает со многими известными музыкантами. Среди них - Вадим Репин, Наум Штаркман, Граф Муржа, Маюко Камио, Борис Березовский, Денис Мацуев, Захар Брон, Маринэ Яшвили, Александр Мельников, Антон Бараховский, Энтони Элиот, Александр Гиндин, Михаил Симонян, Андраш Либор, Янис Мавридис, Валерий Кулешов и другие.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение