Ольга Зорина
По результатам Международного симпозиума по скульптуре и керамике, впервые прошедшем на берегу озера Иссык-Куль, гран-при, диплом международного образца, медаль и денежную премию получил казахстанский художник Ержан Кудайбергенов
На Иссык-Куле в культурном центре “Рух Ордо” состоялся международный симпозиум скульпторов под рабочим названием “По произведениям Чингиза Айтматова”, в котором приняли участие лучшие ваятели из Кырзыстана, Казахстана и Таджикистана. Всего 40 человек в возрасте от 20 до 75 лет.
Событие было приурочено к юбилею известного писателя и его великим литературным творениям. Организаторами симпозиума обозначились Министерство культуры и информации и Союз художников Кыргызстана. Инициатором мероприятия выступил Борис Сан. Главной целью прошедшей творческой встречи, по его комментарию, ставилось объединение народов через искусство, которое гораздо выше всякой политики.
В течение двух недель восточные демиурги создавали из природного материала такие мыслеформы, которые в итоге должны были иметь отношение к произведениям Чингиза Айтматова.
Так, на лазурном побережье под влиянием необычной ауры места и красивой задачи организаторов вытачивались и превращались в “говорящие” символы камни, бронза и металл. Каждый автор старался приблизить свое признание, свое отношение к бессмертной философии блистательного писателя. И у каждого выходила своя “картинка”.
Но внушительнее остальных “исповедался” перед миром за свою любовь к Айтматову художник Ержан Кудайбергенов. Его монументальная композиция из каменьев огромных размеров основывалась преимущественно на романе “Исповедь” и в целом на всех творениях Чингиза Торекуловича. Своей работе автор дал название “Исповедь на исходе века”.
“На обдумывание идеи и исполнение проекта были даны небольшие сроки, - делится Ержан. - Но поскольку я давно вынашивал некое скульптурное признание в любви к Мастеру, то, наверное, Бог усилил мое вдохновение и благословил на создание абстрактной формы, которая объединила все творения Чингиза Айтматова и многие мысли по их поводу. Она получилась в виде круга, который символизирует Вселенную, мир, вечность и является основой всего живого. На нем расположилась глыба в форме человеческого лица, в виде которого, собственно, и предстает сам человек. Ему многое позволено, многое подвластно, но он всего лишь камень в руках огромной Вселенной. Моя работа, как и все, что были представлены в Кыргызстане, сделана в память о человеке мира. Это своеобразная дань художников ему - художнику слова и души. Когда он ушел из жизни, от меня будто оторвали какой-то живой кусок, который я пытаюсь вернуть”.
Отныне все скульптурные формы, созданные на Иссык-Кульском симпозиуме, будут украшать аллею, ведущую к дому Айтматова, и станут способствовать созданию особенной эстетической атмосферы этого места. Здесь же, в культурном центре имени писателя, чуть ранее расположились фигуры Пушкина, Конфуция, Окуджавы и самого Айтматова. В таком соседстве новым произведениям искусства будет гармонично. А сам симпозиум обещает стать ежегодным.
Досье “НП”
Ержан Кудайбергенов - скульптор, художник-живописец, фотохудожник, график, член Союза художников Казахстана. Автор многочисленных творческих проектов, в том числе знаменитого “Сада камней” в Туркестане, монумента богини Умай в Конгресс-холле в Астане и ряда других скульптурных композиций в столице страны.
В настоящее время работает над проектом по созданию малых архитектурных форм, которые в скором времени облагородят ландшафтный вид дендропарка Шымкента. |