|
Все, что в памяти...
“Незабываемое время” - так назвала известная казахстанская художница, заслуженный деятель искусств Зейнеп Тусипова свою персональную выставку, открывшуюся в арт-центре “Алма-Ата”.
В силу своей творческой активности ей удалось посетить немало примечательных мест: участвовала в семинаре по живописи на международных творческих базах - Сенеж, Гурзуф, Дзинтари, Каире, Москве. И всякий раз зоркий глаз художницы схватывает новые неповторимые впечатления, жизнь в разных точках земли во всем ее многообразии. Однако же самое сокровенное связано с тем, откуда она родом, “родом из детства”. В обычных, житейских по сути сценах аульной жизни художница находит нечто важное, определяющее характер, менталитет своего народа, что составляет его неповторимую сущность.
Зейнеп Тусипова бережно хранит в своей памяти характерные детали казахского уклада жизни. В ее полотнах основное место занимают женщины аула как неизменные хранительницы домашнего очага. В их изображении столько внутреннего достоинства, сдержанности, простоты и естественности в привычном для них окружении. Художница с большой любовью выписывает их неторопливые сосредоточенные действия в незамысловатых ситуациях - то, что стало для нас уже порой недоступной экзотикой. Их движения скупы и точны, как следствие уже с годами выработанного особого жизненного ритма и житейского опыта.
Босоногие мальчуганы на краю села, сбившиеся в тесную кучу козочки, терпеливый ослик-водонос с флягами на спине - все это милые, подсмотренные неравнодушным взглядом Зейнеп эпизоды.
Художнице удается передать такое трогательное состояние покоя, гармонии взаимоотношений, благодарного принятия тех обстоятельств, в которые помещены эти люди, далеко не отличающихся комфортом. Их объединяет отсутствие всякой предвзятости в общении и всякой претенциозности к чему-либо или кому-либо. Автор тонко ощущает, что эта атмосфера экологической и нравственной чистоты безвозвратно уходит в прошлое и старается запечатлеть ее в своих произведениях.
У Зейнеп Тусиповой по-мужски крепкая живопись, недюжинный темперамент. Это ощущается даже в лирических по настроению композициях. Если в аульных сценах превалирует состояние тишины, благопристойности, то в ее натюрмортах, городских пейзажах все становится более подвижным и изменчивым. В строгой и требовательной к себе и окружающим по складу характера Зейнеп кроется душа тонкая и романтичная, чувствительная к красоте окружающего мира. Представленная ею выставка в какой-то мере ретроспективная, ибо здесь есть как более ранние работы, так и последние, только вышедшие из-под ее кисти. Творчество Зейнеп отличает цельность как в мировоззренческом, так и в стилистическом плане. Она нашла свою живописную нишу, в которой чувствует себя стабильно и успешно. Что абсолютно не означает успокоенности. Ведь путь к совершенству поистине неисчерпаем.
Новация в изобразительном
искусстве
В галерее “Ретро” открылась необычная выставка “Мои вымышленные друзья” - так называется первая персональная выставка молодого художника, студента художественно-графического факультета Игоря Тимошенко. Она привлекает внимание прежде всего тем, что галерея впервые взяла на себя смелость представить работы, выполненные в жанре изобразительного искусства, которому еще не придумано названия. В области литературы он обозначен ближе к сфере фэнтези, где уже вполне сложилась своя стилистика. Надо полагать, что активное развитие современной молодежной субкультуры - результат воздействия всевозможных технологических новаций, ролевых и компьютерных игр, анимаций, современного дизайна... Как к этому относиться - это уже другой вопрос. Вероятно, все же исходя из каждого конкретного случая.
Игорь Тимошенко представил свои работы широкому зрителю без особых претензий к их восприятию. Рисовать он начал с 14 лет, и сразу его героями стали рыцари, демоны, ангелы, оборотни. Через это увлечение проходит практически каждый подросток. Но в отличие от многих для Игоря оно стало поводом для постоянного образного и профессионального совершенствования. Выполняет он свои рисунки обычной гелевой ручкой. Насколько серьезно относится он к своему творчеству, видно по тщательной проработке каждого листа. Все пишется с особым пристрастием, любовью и тщательностью. Разработка каждого штриха, линии занимает достаточно много времени. И отсюда - молодому художнику прекрасно удается разработка фактуры одежды, причесок его необычных персонажей, убедительно выписан фон, представленный, как правило, видами природы.
“Огонь покоя” - в этом рисунке сочетаются как бы несочетаемые состояния - горячей стихии и тишины. “Выходящая вода” передана в образе девушки со стекающими линиями влаги. В “Обрученной с ветром” ветер предстает в виде иллюзии рядом с реальной женской фигурой.
Обратившись к выставке подобного рода, галерея “Ретро” создала, по сути, прецедент. В Алматы еще не было выставок, освещавших эту область изобразительного искусства. Как любят говаривать лояльные в своем подходе к творчеству искусствоведы: “Все имеет место быть!” Но вполне возможно, что это первая ласточка изобразительных фантазий найдет свое достойное продолжение, а дебют Игоря Тимошенко явится для него стимулом в его формировании как настоящего мастера этого еще не совсем разработанного жанра.
Мария Жумагулова |