|
В единстве природы и бытия
В зале Союза художников РК открылась персональная выставка члена СХ СССР, Узбекистана и Казахстана Араншы Шаржанова.
Творческий путь художника в Узбекистане оказался весьма насыщенным и плодотворным. Он участвовал практически во всех самых значительных групповых выставках республики, Средней Азии и Советского Союза, а также в международной выставке в Южной Корее; организовал персональную выставку в городе Нукусе. Искусствоведы Узбекистана отметили индивидуальную живописную манеру А.Шаржанова, близкую к импрессионизму, удивляющую зрителей “свежестью и яркостью красок”.
В 1996 году художник переехал в город Чимкент. Переезд на родину оказался далеко не легким. Ему пришлось творчество совмещать с деятельностью, далекой от его профессиональных устремлений. Араншы организовал персональную выставку в Талдыкоргане (2005 год), участвовал в Международной выставке в Ташкенте (2006 год), в республиканских выставках в Боровом (2008 год) и Алматы (2009 год).
Экспозиция в зале СХ РК - это гимн жизни своего народа, практически неотделимой от окружающей природы. Художник безошибочно передает едва уловимые нюансы, присущие только этой местности - пейзажи Южного Казахстана. Как правило, Араншы создает панорамные композиции, эпические по своему настрою. В них течет неспешная жизнь, лишенная всякой суеты и беспокойства. Это своего рода ностальгия по образу жизни казахов, свободной некогда от издержек цивилизации, то, что сейчас принято называть научным термином “этнография”. Благодаря внутренней культуре художника, в этой ныне где-то даже чрезмерно популярной теме ему удается избежать так часто встречающейся иллюстративности и соблазна “сувенирного видения”.
Араншы - талантливый живописец. Он нашел собственный путь лепки формы, когда красочные мазки, подобно драгоценным кусочкам смальты, создают яркую мозаичную структуру. При этом он избегает возможной при таком подходе дробности впечатления.
В зависимости от темы принимается то или иное пластическое решение. В картине “Севан” художник в адекватной форме передает особенности рельефа местности Армении. Эпизоды из жизни казахского аула возвышенно-романтичны, где герои полотен изображены то в созерцательно-умиротворенном состоянии, то в торжественном предстоянии или шествии. В этой естественной связи человека и природы художник обнаруживает пантеизм мировосприятия казахов, столь актуальный в сегодняшний технологичный век. Таков лейтмотив творчества Араншы Шаржанова, который, хочется полагать, вызывает должную ответную реакцию зрителей.
Цветы, как новая точка отсчета
“От ветреной резеды до резной, мелко вздрагивающей звезды” - так называется персональная выставка Эльвиры Гарнышевой, открывшаяся в Музее искусств “Умай”. Цветы, как прекрасная и одновременно недолговечная субстанция, - именно они в этот раз стали источником вдохновения художницы. До последнего времени Эльвира известна в художественной среде больше как мастер по картинам из кожи, войлока, специалист по дизайну. Но истинный художник никогда не стоит на месте. Живописью Эльвира занималась с детских лет и постоянно совершенствовалась в этой сфере. Большое внимание она уделяет пленэру - уже практически забытой форме повышения собственного мастерства. Ведь учиться у природы можно бесконечно. По признанию художницы, “цветы для меня - это, как некая точка отсчета, с чего все опять должно начаться”. Иными словами, это очередной творческий этап, где самому автору интересно, насколько состоялись ее духовные и формальные искания.
Казалось бы, цветы - тема уже довольно банальная. Нет человека, который когда-либо не обращался к этому притягательному сюжету. Но тут важнее не что изобразить, а как. Мы привыкли, что цветы, скорее, из области сентиментальной, и в их воплощении художники, как правило, придерживаются камерного подхода. Это, в большинстве своем, работы лирического плана. У Эльвиры сложился свой взгляд на это столь хрупкое создание природы.
Внешне сдержанная по натуре художница выплеснула весь свой внутренний неуемный темперамент в живописные композиции. Ее цветы многозначны по своему эмоциональному воздействию. Они излучают одновременно силу и нежность, в них ощущается не столь явное снаружи, сколь некое напряжение изнутри. Более эфемерные цветы воспринимаются емко и весомо в сравнении с материально осязаемыми сосудами. Они - главные герои представленных натюрмортов.
Выбор большого формата также говорит об их особой значимости для автора. Здесь можно говорить о сложной драматургии чувств и переживаний, которой соответствует адекватный стиль письма. Работы отличаются повышенным динамизмом. Энергичная лепка формы широкими мазками, игра на контрастах создают особую чувственную атмосферу. В соответствии с названием экспозиции на стихи И.Бродского цветы Эльвиры чрезвычайно одухотворены и сугубо индивидуальны по своим образным характеристикам. Они как бы физически не вмещаются в заданный формат, активно заполняя собой и без того немалое пространство. Художница вполне солидарна с видением поэта, который в творениях природы видит всегда нечто большее, подразумевающее философские аспекты и смысл бытия. Вот это несочетаемое сочетание - их трепетность и мимолетность, физическая уязвимость и человеческое восприятие их вечной красоты в нашем мире - эта нота тонкой грусти и торжества жизни во всех ее проявлениях просматривается на выставке Э.Гарнышевой.
Мария Жумагулова |