|
Айгерим Бейсенбаева
Ирландский художник Джастин Малруни познакомил алматинцев с искусством фотограммы
Фотограмма - это фотоизображение, которое можно получить без применения фотоаппарата. Картинку можно создать, положив предмет или изображение между источником света и светочувствительной бумагой. В какой-то мере изображение строится из света и тени.
Ирландский фотохудожник Джастин Малруни выбрал этот необычный способ из-за возможности совмещать фотографию и графику. Автор представил в Алматы в выставочном зале галереи “Тенгри-Умай” свою коллекцию произведений Vertebrae (“Позвоночник”)
На первый взгляд, работы ирландского автора Джастина Малруни напоминают замысловатые рентгеновские снимки, но, присмотревшись, зритель может заметить своеобразный стиль работ, необычные образы и даже целые сюжеты. Впечатление черно-белые работы Малруни производят неоднозначное, так как персонажи его произведений, можно сказать, видны на просвет, то есть предстают в виде скелетов и странных сочетаний суставов и костей.
Техника непростая, но для творческого человека представляет огромный интерес - можно отразить на светобумаге необычные сюжеты и образы. Малруни делает это следующим образом - на пленке рисует акриловыми красками сюжет, только с помощью обращенных цветов, то есть негатив изображения, а затем с помощью света переводит картинку на светочувствительную бумагу. В результате получается необычное сочетание графической работы и фотографии, достигнутое химическим способом.
В серии, привезенной Джастином Малруни в Алматы, преобладают пугающие фигуры скелетов. Художник не имеет никакого отношения ни к готической культуре, ни к модному сейчас девиантному искусству и так объясняет свое увлечение такой мрачной тематикой:
- Беря тело человека (скелет) за некую рамку, я стал создавать характеры этих скелетов, рассказы и истории, растущие из предательства, страсти, безумия и последствий всего этого. Это случилось главным образом потому, что мне было важно сделать эту фотоживопись интересной, в первую очередь, для самого себя.
Посредством своих произведений художник пытается вселить в людей тревогу и беспокойство, чтобы они задумались о жизни. Также он надеется, что эти работы произведут впечатление, которое бывает от рентгеновских снимков, предметов из археологических раскопок, ископаемых и, возможно, смерти.
Малруни родился в 1969 году в Лондоне. Окончил Дублинский институт технологий по специальности “Изобразительное искусство”. На счету Джастина около 20 выставок с использованием техники фотограммы.
В Алматы ирландский художник оказался не случайно. Невеста Малруни родом из Казахстана. Насмотревшись на алматинские красоты, автор пообещал создать серию, посвященную нашему городу.
Автор работ фотохудожник Джастин Малруни рассказывает о своем необычном способе изображения:
- Этот метод очень старый - используется с конца прошлого века. Вначале он применялся в сферах, далеких от искусства, - в науке и медицине. Позже этот метод облюбовали художники.
Для создания необычных произведений им пользовались многие авторы прошлого века. Способ этот чем-то напоминает рентген. Для него нужен негатив рисунка и светоустойчивая бумага. Первый человек, который начал использовать этот метод, это художник Ман Рей. Пабло Пикассо также использовал фотограммы в своем творчестве.
Для создания этих работ я использовал акриловую краску. Для того, чтобы получить белые цвета на произведении, я, соответственно, рисую объект черным - и наоборот. Этот способ проще показать наглядно, нежели объяснять, как это делается.
- Почему Вы решили заняться фотограммой? Вас не устраивали широкие возможности обычной фотокамеры?
- Вначале я пользовался камерой пин-холл. Именно этот нетрадиционный в наши дни способ фотографирования подтолкнул меня к экспериментам со светочувствительной бумагой. Я пытался копировать снимки и перепробовал множество разных способов, прежде чем пришел к фотограммам. Я отталкивался от опыта художников, чье творчество меня в то время интересовало.
- Что можете сказать о главной теме этой выставки - скелеты, кости и так далее? Почему Вы выбрали такой далекий от художественной эстетики объект?
- Первоначально я обратился к такой теме, когда со мной случилась неприятность - я повредил спину. Я подумал, что лучше всего можно разобраться во всем со мной приключившемся, рассматривая человеческий скелет. Я пытался понять, как это произошло. А в дальнейшем эта идея начала меняться, трансформироваться.
То есть вокруг этих скелетообразных фигур я хотел создавать некие истории, сюжеты. В моих работах перемешаны какие-то мои мысли, и это не только личные переживания, но и образы, которые меня интересуют.
В некоторых своих работах я отталкиваюсь от творчества Фрэнсиса Бэкона. Ярким отличием его живописи было использование изображений человеческого тела. Очень много тела, хоть и искаженного.
У скандального автора Энди Уорхолла я также заимствовал некоторые стилистические элементы. По большей части, манеру изображения лиц, головы. У меня есть одна работа в стиле Уорхолла. Та, где четыре черепа, как на знаменитых портретах этого художника. Эта работа, к сожалению, здесь не экспонируется.
Есть произведение, отражающее мою личную жизнь. Тема была навеяна моими сердечными переживаниями. Стиль опять же перекликается с произведениями Бэкона.
- Вы использовали настоящие изображения костей?
- Да, я их позаимствовал из настоящих медицинских книг, а какие-то - из многочисленных пособий по рисунку.
- Сколько времени требуется для создания одной работы?
- Много времени требуется на то, чтобы продумать идею работы. Обычно я придумываю сразу всю серию, а потом уже создаю рисунки и иду в темную комнату - проявлять. Иногда на создание работы в голове мне необходимо до шести недель. А иногда идеи приходят быстро, и, чтобы их не растерять, я провожу весь день в студии и воплощаю все свои мысли на бумаге.
- С помощью такого метода возможно создать цветные изображения? Или Вы сознательно отдаете предпочтение монохрому?
- Я не люблю цветные изображения. Если не использовать цвета, появляется возможность сконцентрировать внимание на композиции, сюжете. Не отвлекаясь на многоцветие, которое для воплощения моих идей и не обязательно, я могу использовать только свет и тень. И этого мне достаточно. |