|
Мира Мустафина
В Большом концертном зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялась презентация авторской книги народной артистки Жании Аубакировой. Но книга отнюдь не музыкальная.
Это книга воспоминаний. Известная пианистка свои размышления и истории из жизни семьи соединяет
с воспоминаниями знаменитых коллег, друзей, учеников об удивительном и поучительном жизненном пути выдающегося ученого-экономиста, педагога, организатора Высшей школы Казахстана, академика Яхии Аубакирова
В Большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы во время презентации авторской книги “Эке туралы соз. Страницы памяти” Жании Аубакировой не было свободных мест. Зал был полон людьми, теми, кого принято называть “цветом” казахстанской науки и культуры, - Мейрхан Абдильдин, Сагынбек Сатубалдин, Раушанбек Елемесов, Сгынбек Кенжебаев, Тохтар Садыков, Рахман Алшанов, Майра Сарыбай, Элеонора Баталова, Сергей Азимов, Смагул Елубай, Ермек Шинарбаев, и многими другими.
Авторская книга “Эке туралы соз. Страницы памяти” Жании Аубакировой посвящена памяти отца. Прошел год с тех пор, как ушел из жизни академик HAH PK Яхия Аубакиров. Он был ученым-экономистом с мировым именем.
Известная пианистка над книгой работала в течение 4 месяцев - не такой уж долгий срок, если учесть, что в ней фактически отражена жизнь академика Аубакирова. “Нет в отечественной науке последних пятидесяти лет человека, который так или иначе не был бы связан с академиком Яхией Аубакировым, не ощущал бы его магнетического притяжения, его “биологической заразительности”, - вспоминает на страницах книги академик НАН РК, ректор КазНУ имени аль-Фараби Бахытжан Жумагулов.
Книга, кстати, вышла с параллельным блистательным переводом на казахский язык, сделанным писателем Смагулом Елубаем, и с удивительной дизайнерской работой Анастасии Таукеловой.
“Я взяла на себя смелость изменить традиционную академическую форму и добавить личные размышления и воспоминания, которыми пронизана вся книга. Ведь все мои убеждения, человеческие и профессиональные, связаны с папиной жизненной философией, даже если он посвятил себя экономической науке, а я - искусству фортепиано”, - признается Жания Аубакирова.
На самом деле достаточно прочесть пять любых страниц этой книги, чтобы убедиться, что вы имеете дело с настоящим литературным трудом.
В книге подобраны воспоминания родственников, друзей, коллег, учеников выдающегося ученого, так чтобы внутри образовывались “сюжеты”, например, раскрывающие подробности его детства и юности, годы работы в стенах родного вуза. Ведь вся сознательная жизнь Яхии Аубакировича тесно связана с историей развития КазНУ и формированием национальной экономической школы. Интересны и воспоминания его учеников. Впрочем, читать подряд также захватывающе интересно: мы словно погружаемся в повседневную жизнь ученого, месяц за месяцем следуем за ним во всех перипетиях его сложной научной, творческой и личной жизни. Именно из воспоминаний узнаешь, что академик Аубакиров в молодости сочинял стихи. Известный ученый мог бы легко отказаться от достигнутых научных вершин во имя бескорыстного и искреннего служения поэзии. Это были его страстные и искренние стихи - то ли это было возвращение в мир человеческих ценностей, где жил и искал свое предназначение лирический герой Яхии Аубакировича? А может быть, бесконечная тоска по отцу, которого он потерял одиннадцатилетним мальчиком? “Сыном врага народа” очень долгое время считался будущий академик.
Вспоминает Жания Яхияевна:” ...о том, что папа писал стихи мы узнали от мамы, которая рассказала об этом факте с легкой иронией, шутливо уличая папу в некотором романтизме. Понятно почему - считалось, что сфера эмоций, восторженных переживаний, склонность к искусству, артистический дар больше ассоциировались с мамой. Папе же, как серьезному и строгому ученому, “не положено” было выражать или проявлять открыто свои чувства...”
Замечательное послесловие “Письмо отцу”, написанное старшей дочерью, известной пианисткой, поражает своей страстностью и искренностью чувств. И никого не оставляет равнодушным.
Быть может, это парадоксально, но презентация книги воспоминаний не угнетала скорбно-поминальной интонацией. И все потому, что ее главным героем и ее главным “участником” был сам академик Яхия Аубакиров. На большом экране его обаятельное лицо, улыбчивые глаза, искренний взгляд - это был основательный, серьезный и нежный одновременно “эксклюзивный” рассказ о нем. При жизни, к слову, Яхия Аубакирович не любил публичности, давать интервью, очень смешно реагировал на поздравления коллег, друзей, учеников, особенно на официальных мероприятиях, связанных с его персоной. Однажды дети академика спросили: “Папа, ну почему ты не смотришь на человека, когда он говорит тебе такие важные слова?”, а он отвечал: “Ну, известно же, что обычно говорят-хвалят...”. “Это была его защитная реакция. Он был благодарен, но очень смущался похвалы и, как бы внешне, не придавал этому значения”, - вспоминает Жания Яхияевна.
На презентации говорилось о многом - о детстве и юности академика. И о том, как он мог трезво и остро анализировать состояние национальной экономической школы и бесконечно размышлять о своей любимой политэкономии. А своим детям о прибавочной стоимости, движении капиталов и экономических законах ученый счел возможным рассказать, только когда они подросли. “...Все было так эмоционально, захватывающе, что мне хотелось скорее поступить в вуз, чтобы изучать эту науку более подробно!” - вспоминает старшая дочь.
Устроители презентации одними воспоминаниями, конечно, не ограничились. Был показан небольшой фильм Гульмиры Мырзакеевой, который мог иметь название “Продолжение диалога”. Пленку то и дело хотелось остановить, словно академик Аубакиров приглашал кого-то к беседе, к собственным размышлениям, несмотря на то, что диалог мог получиться непрямым, несвязным, но главное, очень-очень искренним, эмоциональным. Как и книга, фильм ярко демонстрировал не “пять пудов любви”, а целое “опрокинутое море” искренности, щемящего чувства утраты и недосказанности.
Его называли “идеалистом” и “последним романтиком” - и это правда при всей кажущейся строгости и вечной “социальной направленности”. В книге, кстати, можно найти непременные байки “домашнего” содержания, например, об успехах садовника и огородника Аубакирова. Также прочесть честный рассказ о взаимоотношениях между членами дружной и большой семьи Аубакировых.
А еще в этот день в Казахском национальном университете имени аль-Фараби прошла презентация второй книги об академике Аубакирове. Дополненное издание его трудов подготовила вторая дочь ученого, заведующая кафедрой теоретической и прикладной экономики КазНПУ имени Абая, доктор экономических наук Жанар Аубакирова. |