|
Айгерим Бейсенбаева
Впечатления о мире складываются из нашего воображения. Художник пишет не то, что видит, а то, что чувствует.
Молодая художница Касиет Омарова потеряла зрение в результате травмы, но это не стало помехой ее желанию творить нарисованный мир. Зрение художнице заменяют воображение и память. А чтобы чувствовать холст, Касиет рисует пальцами, и даже длина кисти не отделяет ее от полотна. Сюжеты картин приходят из детства, которое всегда запоминается позитивным и светлым. Поэтому и картины Касиет получаются теплыми, живыми, яркими. Краски, к которым хочется прикоснуться, как к ушедшему детству
В Центральном выставочном зале открылась экспозиция работ Касиет Омаровой “Дорога домой”. Первая выставка художницы, прошедшая в прошлом году, называлась “Куда уходит детство”, наполнила сердца зрителей умиротворением и радостью, светлыми чувствами родом из детства, когда не знаешь еще ни забот, ни печалей.
Новые работы Касиет Омаровой также дарят зрителям то самое доброе настроение. Картины - иллюстрации к ярким воспоминаниям, красочные, как детские сны. “Путешествие в папину страну приключений”, “Слоны”, “Мечтающий мальчик” - произведения, сюжет которых появился благодаря живописным рассказам близких художницы и ее воспоминаниям.
В круг интересов Касиет Омаровой входит не только живопись, но и активная общественная работа. Она член Ассоциации женщин-инвалидов “Шырак”, принимает участие в международных семинарах. Работает над диссертацией, изучает английский и японский языки.
Художница получила приглашение на азиатскую выставку “ПараАрт-2009”, которая пройдет в Токио в сентябре. Участие принимают произведения художников с ограниченными возможностями из 20 стран Азии. Гости выставки увидят работы и нашей талантливой соотечественницы.
Художница Касиет Омарова рассказывает о представленных на выставке произведениях.
- Касиет, это уже вторая твоя персональная выставка. Расскажи, пожалуйста, о ней.
- Идея организовать эту выставку появилась давно, правда, я не слишком торопилась с ее воплощением. Возможно, осенью или зимой...
Но тут неожиданно меня пригласили в Японию. Я решила во что бы то ни стало поучаствовать. И для начала связалась с фондом первого президента, для того чтобы мне посодействовали в этом деле. На что мне сказали примерно следующее: “Докажите, что вы художница”. Поэтому данная выставка стала своего рода доказательством того, что я достойна участия в международной выставке.
Некоторые работы, представленные на выставке в ЦВЗ, были созданы специально к этому событию, но вообще, как я уже говорила, идею я лелеяла с прошлого года. Можно даже сказать, я задумала ее как только закончила первую серию работ.
Очень приятен тот факт, что мои работы пришлись по вкусу зрителям. Я просила многих художников и искусствоведов без скидок и поблажек оценить произведения. Я писала картины для души, для собственного успокоения, а искусствоведы нашли в моих работах оригинальный авторский стиль, интересную технику изображения. Конечно, такое очень приятно слышать, но я бы сказала, что для меня это не так важно. Главное, что работы нравятся людям, побуждают их улыбнуться.
На выставку в Японию, наверное, повезу свою работу “Ромашковое поле”. Я сделала выбор исходя из реакции зрителей, видевших это произведение.
- Как живопись вошла в твою жизнь? С чего началось твое увлечение?
- Я рисую всю жизнь, сколько себя помню. Училась в художественной школе. Как это часто бывает, мы оставляем увлечения ради более перспективных занятий, и я выбрала экономическую специальность. Надолго забросила изобразительное искусство.
Несколько лет назад мне очень захотелось рисовать. Прямо руки зачесались. Какое-то время я откладывала, ждала, когда восстановится зрение. Возможно, боялась, что ничего не получится. А потом пошла и купила масляные краски.
Помню, долго выбирала технику, с помощью которой смогла бы передать все, что хотелось, на бумагу. С которой смогла бы справиться. Акварелью не получилось, не мое. Пыталась заняться скульптурой - тоже не вышло. В итоге масло оказалось для меня самым подходящим средством. Можно исправить неверный мазок, можно доработать пальцами. Масло, оно какое-то родное, теплое, живое. И цвета легко угадать...
По памяти знаю, что с чем смешать, чтобы получить нужный оттенок.
- Как же это у тебя так получается? Ведь нелегко подобрать нужный цвет...
- В основном, я исхожу из количества краски. Сколько нужно примерно смешать, чтобы получить тот или иной оттенок. То есть в этом есть сухой расчет. И опять же память.
- Ты рисуешь пальцами. Почему? Легче писать, чем кистью?
- Кисточкой я тоже пользуюсь, но для того чтобы проработать мелкие детали. Обязательно. Пальцами мне легче, я так больше ощущаю. На ощупь. Сразу понятно, куда и что накладывать.
Конечно, все это было непросто поначалу. Не сразу далось. Чтобы точнее прорисовывать и не ошибиться с контуром, я придумала втыкать в полотно булавки, и уже по ним ориентироваться. Возможно, до меня кто-то уже пользовался этим способом. Английскими булавками я намечаю контур, прорисовываю изображение карандашом, потом накладываю руками краски. Конечно, чтобы проработать мелкие детали, мне уже нужна помощь близких.
В остальном же работает память рук - пропорции, светотень - я все это помню.
|
“Апашкин чай” |
- Откуда берутся сюжеты произведений?
- В моем сознании часто появляются образы. Готовая картинка, над которой я потом долго думаю, как ее перенести на полотно, как передать. В голове происходит процесс осмысления и иногда упрощения, чтобы возможно стало изобразить тот или иной сюжет. Я максимально упрощаю образ. Сюжеты часто приходят во сне или всплывают в памяти. Бывает, исходят из самой жизни.
Есть у меня картина под названием “Домой”. На ней изображены скачущие лошади. Сюжет ее родился во время поездки в Тараз. В дороге, уже на закате, спутники мои, братья, внезапно начали чем-то громко восхищаться. Даже остановились, сказали, что небывалая красота. Я, естественно, пристала к ним: “опишите!” И они рассказали мне, что видели табун лошадей, несущийся на фоне заката. Вдоль дороги скакали они во весь опор в клубах пыли. Братья стояли и любовались зрелищем, пока все это не закончилось и табун не скрылся за горизонтом. В моей же голове, как всегда, сразу сложилась картина.
Или, к примеру, очень мне хотелось нарисовать картину, изображающую нашу большую дружную семью. Долго думала над ней, понимая, что технически это очень сложно. Искала выходы, фантазировала и вдруг вспомнила картину из детства. Большая семья пьет чай на топчане во дворе, а обувь стоит на земле перед небольшим крылечком. Много пар разной обуви - маленьких и взрослых. А вокруг лето, тень от винограда, прохлада и тепло бабушкиного дастархана. Картина из детства, наполненная теплом, очень много значащая для меня.
Я нарисовала все, что вспомнилось мне тогда. Так родилась картина “Апашкин чай”.
Мечтаю писать лица, портреты, но пока это для меня сложно.
- Чему уделяешь внимание в первую очередь при создании работ? Точности изображения, передаче настроения?
- Да все это. Но в то же время я всегда думаю о зрителе. Не могу не думать - мне очень хочется, чтобы картина вызывала положительные эмоции. Когда хочется сделать что-то мрачное, выразить что-то идущее из души, у меня это сейчас уже не получается. Раньше, конечно, я все могла. И могла во времена своей учебы в художественной школе нарисовать все, что угодно, не думая о том, что художник передает с помощью картины гораздо больше, чем просто изображение чего-либо. Просто не все это осознают. Поэтому я не хочу передавать людям что-то мрачное, плохое, пусть будет только хорошее, позитивное. Зла и так в мире хватает.
Кроме того, когда я начинаю смешивать краски, у меня тут же улучшается настроение, все плохое вылетает из головы, проблемы, мрачные мысли - все забывается. Голова абсолютно светлая, чистая. Вот тогда я начинаю работать. Потому и выходят такие работы. Возможно, я и создам в будущем что-то тяжелое и философское, чтобы зритель задумался, но пока, как только прикасаюсь к маслу, думаю только о хорошем. |