Ольга Зорина
Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина Южно-Казахстанский театр оперы и балета приурочил премьеру оперы “Евгений Онегин”. Это уже третья постановка молодого театра за прошедший год.
Хорошей традицией этого нового храма академического искусства стало воплощение проектов международным постановочным составом. И все чаще гостями на юге Казахстана бывают представители ГАБТ имени Навои Узбекистана и Мариинского театра культурной столицы России
К участию в работе над ним были приглашены режиссер из Санкт-Петербурга Ольга Маликова, постановки которой успешно идут в Воронежском и Мариинском театрах, дирижер из Ташкента Бобомурад Худайкулов. Партию Онегина исполнили заслуженный артист Узбекистана Шукур Гафуров и лауреат международных конкурсов из Астаны Азамат Жалтыргозов, Ленского - заслуженный артист Узбекистана Нармомын Султанов. В оркестр театра тоже были задействованы иностранные музыканты, в том числе из американского города Чикаго.
- Создать театр во времена, когда многие творческие коллективы в состоянии полного развала - большая заслуга и настоящий подвиг, - высказала свою мысль Ольга Маликова. - Южно-Казахстанский театр имеет серьезный творческий потенциал, он набирает мощные обороты. И вместе со становлением творческого коллектива воспитывается зритель, что очень важно. А значит, впереди у театра и его зрителя - большое и достойное будущее.
В своем интервью Ольга Маликова призналась, что работа в провинциальных театрах развязывает ей, как режиссеру, руки и дает возможность всей творческой группе раскрыться и внести свои инициативные нотки в постановочный процесс. Но опера Чайковского “Евгений Онегин”, как и само гениальное творение Пушкина, названное критиком Белинским энциклопедией русской жизни, не позволяет особых вольностей в трактовке. Поэтому в создании спектакля на шымкентской сцене был использован классический вариант в первой его редакции. Это было совместное решение директора театра Аскара Алихана и приглашенного режиссера.
Передача духа исторической реальности и глубины великого произведения литературы стала главным ориентиром в настоящей постановке. И даже костюмы героев, элементы оформления, жанровые сцены и мизансцены отвечали реалиям 20-х годов ХIХ века. Хорошей режиссерской находкой можно назвать задумку разделения сцены на несколько зон установленным на ней геометрично-изломанным подиумом. Он служил то входом в гостиную деревенской усадьбы, то праздничной лестницей в петербургском дворце, то дорожкой к саду, на который выбегали сестры Ларины, чтобы встретить гостей или возвращающихся с полей сельчан. И еще одним важным нюансом, который помогал создавать полную иллюзию аутентичности исторического времени, а также перемены настроений, накала страстей и эмоций, стал другой современный прием.
На экране, растянутом на всю сцену, появлялось изображение в зависимости от необходимости то статичных картинок гостиных той эпохи, бальных залов, то сменяющих друг друга динамичных зарисовок с падающими в саду осенними листьями, кружащими снежинками, надвигающимися тучами или наступающим утренним светом.
Спектакль ставился для четырех составов. И ровно четыре дня премьера проходила с участием разных артистов. В местном составе оказалось четыре Татьяны. С партией главной героини с большой трогательностью и глубиной передачи характера справились Жанар Тажибаева, Жадыра Бельгибаева, Ураильхан Сейильбекова и Айжан Мазкенова. Образ Ольги воплотили на сцене Гульжан Раскалиева и Юлия Новак, Ленского, кроме удивительно обаятельного Нармомына Султанова, великолепно исполнил и Сергей Мавнуков.
Как артисты, так и зрители, несмотря на трудности, заложенные в лирических сценах, приняли спектакль с большим восторгом. Театральные пространства в дни премьеры сотрясались бурными овациями. Повторившийся аншлаг еще раз подтвердил правомерность появления третьей оперной сцены в Казахстане. |