|
Размышления о жизни
Новый год Музей современного искусства столицы открыл ретроспективной выставкой произведений Марата Джунусова, приуроченной к 60-летию со дня рождения художника. На вернисаже представлено порядка сорока работ.
“Этюд”, “Утро во Флоренции”, “На Востоке есть город”, “Каменный ветер”, “Спасские горы”, “Саргассово море” - это лирические повествования, сплетенные лишь живописной тканью, воплощенной в цвете. В этих произведениях цвет - выразитель настроения, чувства и мироощущения. По мере изменения мировоззрения мастера цветовые характеристики его полотен меняются, а вместе с ними меняется и пластика формы, пространственные отношения.
Его “Комета”, “Небесные качели”, “Дети солнца”, “Старик и самолет” созданы без соблюдения академических правил, в них художник словно выводит собственные закономерности Ее Величества Живописи.
Кисти мастера принадлежат и удивительные портреты - целая галерея неповторимых судеб. Многие из портретируемых сначала, не узнавая себя, не соглашались с изображением, но потом, по выражению одного из них, становились похожими на свои портреты.
Работы Марата Джунусова хранятся во многих галереях и музеях мира.
Алдаспан Альберта Гурьева
В Музее современного искусства в Астане открылась персональная выставка известного казахстанского художника Альберта Гурьева.
На ней представлено 42 произведения книжной иллюстрации, станковой графики, целыми тематическими циклами и сериями - “Лирика Пушкина”, “Пушкин в Уральске”, “История Пугачева”, “Саки Тиграхауда”, “Песни казахских воинов-жырау”, а также иллюстрации к 2-томному изданию избранных произведений Н.Некрасова и к антологии древнейшей казахской поэзии “Алдаспан”. Тем не менее это лишь небольшая часть созданного Гурьевым за 45 лет творческой жизни.
Творческий диапазон художественных интересов Гурьева был весьма широк - русская и зарубежная классическая поэзия и проза, многонациональная литература Советского Союза, казахская национальная поэзия, фольклор и древняя история.
Четко понимая специфику жанра художественной иллюстрации, Гурьев стремился отыскать пластический эквивалент особенностям образного видения писателя или поэта.
Значительной удачей художника стало оформление сборника старинной казахской поэзии “Алдаспан”. Все иллюстрации, выполненные в технике сухой иглы (разновидность офорта), отличаются изяществом свободного рисунка, легкостью и непринужденностью построения композиции. Выразительная форма убедительно воссоздает поэтическую атмосферу древних казахских сказаний.
Серии станковых листов “Лирика Пушкина”, “Саки Тиграхауда” многослойны по своему образно-пластическому строю, где эмоциональное восприятие поэтического слова тонко и гармонично сплетается с графическим языком, стилизованным под перьевые рисунки поэта и его черновые рукописи.
Будучи великолепным мастером, Альберт Гурьев тонко и созвучно литературному материалу, его образному содержанию использовал ту или иную графическую технику - линогравюру, литографию, офорт или монотипию, в которые мог одновременно смело и тактично вводить цвет.
Как заработать на керамике?
Южно-Казахстанский бизнес-инкубатор “Содби” оказывает помощь мастерам народного творчества в развитии собственного бизнеса.
Ремесленники с художественным образованием создают керамику, ювелирные изделия из серебра и мельхиора, сувенирную продукцию из кожи, меха, камней, войлока и других природных материалов. И, как правило, почти все наши Демиурги не имеют достаточного представления о современных технологиях построения собственного бизнеса.
С инициативой исправить ситуацию и оказать помощь народным умельцам вышел Южно-Казахстанский бизнес-инкубатор “Содби”, имеющий опыт реализации проектов по развитию малого и среднего бизнеса. В данном случае бизнес-инкубатор предложил внести свой ощутимый вклад в осуществление государственной программы “Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане”.
Помощь мастерам-ремесленникам была оказана учебно-практическим способом. Для проведения семинара были приглашены профессиональные бизнес-тренеры международного класса. Подобный проект в республике проводился впервые.
Для участия в семинаре департаментом предпринимательства и промышленности были приглашены народные умельцы, студенты и преподаватели художественных отделений средне-специальных и высших учебных заведений со всех регионов Южно-Казахстанской области.
Гончаров, зергеров (ювелиров), ткачей обучали основам организации и ведения предпринимательской деятельности в области народно-прикладного искусства, давали практические советы по регистрации в юридических органах и получению кредитов. А на специальном мастер-классе ремесленники узнали, как приобрести опыт работы с современными информационными технологиямия.
Учебно-практический семинар показал, что подобные мероприятия в современном мире особенно необходимы. Такую же помощь получат и мастера из других областей страны. Семинары пройдут в Астане, Уральске, Актау и Усть-Каменогорске.
Ольга Шишанова, Астана
Ольга Зорина, Шымкент |