ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Круги прошлого, тени будущего Культура

Айгерим Бейсенбаева
Известная фигура современной казахстанской литературы - писатель, поэт и хореограф Дюсенбек Накипов - представил вниманию широкой общественности сразу две новые книги - роман “Тень ветра” и сборник поэм “Время Ре”.
Книга “Тень ветра” - второй роман писателя, являющийся продолжением произведения “Круг пепла”, созданного автором несколько лет назад. В сборник “Время Ре” вошли семнадцать поэм, написанных за последние семь лет

alt
Манифест Дюсенбека Накипова - научить людей находить среди обыденности вечное. Но ни в коем случае не заменять действительность играми воображения, так как игры бывают жестокими. Писатель рассказывает о новых книгах и о том, как живет поэт XXI века:
- Мне сложно разделить два романа, “Круг пепла”, “Время Ре”, и сборник поэм, но в силу того, что меня, как поэта, знают достаточно давно, тот факт, что я серьезно приступил к прозе, стал достаточно неожиданным для многих. Хотя для меня этот процесс совершенно естественен.
Еще при создании первого романа мне в какой-то момент показалось, что при всей универсальности поэзия не может отразить некоторые жесткие фрагменты нашей действительности. Особенно того времени, к которому я отношу период с 1986 года и по настоящий день, когда на общество навалилось такое количество перемен. Одновременно шла атака внешней действительности, так как сломались определенные конфигурации двуполярного мира. Появились многие вещи и явления, которые не входят в систему моих этических критериев.
А самое главное - это ощущение потерянности, не столько моей собственной, сколько моих современников, особенно интеллигенции, которая враз потеряла привычную работу и окружение: потерялась нормальная артистическая, творческая, писательская база. Об этом мой роман “Круг пепла”.
В центре повествования стоит горячо любимый мною оперный театр, которому я отдал двадцать лет творческой деятельности. Вокруг этого театра мой город, в котором я живу с 64-го года. И далее эти миры начинают расширяться. Герои романа - простые люди. Балерина, которая уходит со сцены, как мы ушли из прежней жизни, забывший прежнее и ищущий новых путей интеллигент Гевра. Это круг тех мифов Алматы, который связан со старым Бродом и великими именами.
Среди них неповторимый художник Калмык, в котором можно узнать некоего творческого бомжа, подобных ему потом развелось много, куда ни глянь - кругом Калмыковы.
Мне тогда показалось, что я не закончил историю, и я решил показать героев прямо перед началом нового века, когда все опять же было неопределенно. И коль скоро я сам определился с выбором, мне осталось только писать.
только в этот момент я понял, что эта внутренняя укрепленность этих людей в вечных нравственных рамках, вера их в родную землю и в родной город, их нерасчленимость с жизнью простого народа - это все показалось мне самой интересной темой. И об этом, собственно говоря, второй роман “Тень ветра”.
Эти произведения связаны между собой. “Круг пепла” - это некая метафора бывшей жизни. Когда юрты снимаются с места, от очагов остаются круги, милые сердцу дорогие воспоминания. Очень не хочется покидать старые пепелища.
- То есть произведения о том, как не потерять себя во времена перемен?..
- Так как любой человек - это часть народа, то книга о том, как не потерять народ в системе еще не сложившихся ценностей и максимально сохранить старые.
“Тень ветра” также имеет метафорическое значение, в том смысле, что неизвестность для нас все еще высока, выше прогнозируемой нами. Пришли новые угрозы, экономический кризис. Ветер перемен отбрасывает тень. Идея романов чрезвычайно проста. Во-первых, разобраться самому. Во-вторых, помочь разобраться молодежи, чтобы они не забыли тот глубокий фон второй половины ХХ века, исчезающий за бесконечными билбордами и прочим.
Алматы для меня особенный город, не написать о его истории было бы смешно, сейчас я уже не узнаю многие улицы. Здания сносятся, а ведь внутри старых зданий целый мир, у них особая аура. И вот, когда видишь эти новостройки, понимаешь, что мы создаем пустоту, пустую конструкцию.
- Поэмы, вошедшие в сборник, наверное, примерно о том же. Приставка “Ре” означает “возобновление”. Или имеется в виду нота ре?
- Вопрос очень точный. Сейчас многие начинают спрашивать: “Время Ре” о музыке ли? Я могу сказать, что до этого писал об отрезке времени, который я называю “время До”. До того как. Конечно, это часть семи категорий: до, ре, ми и так далее. Мы сейчас живем во время Ре, и это время мы еще можем изменить в отличие от времени До. В этом вся идея книги поэм.
Началось все с катастрофы 11 сентября 2001 года - взрывом зданий-близнецов в Нью-Йорке. Это произвело на меня очень сильное впечатление - мне показалось, что мир рухнул. Это как в 45-м году, когда на Хиросиму и Нагасаки упали атомные бомбы. Я сразу ринулся в поэму, и она была написана на одном дыхании, за двадцать дней. Меня просто захлестывали эмоции. Далее эта поэма подсказала мне ряд других тем. Варварское уничтожение статуй Будды в Амиане.
Поэма “Время Ре”, которая предваряет эту книгу, резко вопросительного характера. Поэма “Одинокий январь” - о глубинной трагедии человека, катастрофе на уровне личности. Также я хотел сконцентрироваться на отношениях Казахстана с Россией - “Сказы вечного сурка” об этом. Когда-то давно я написал такие строки:
Наши травы
корнями сплетаются,
Наши зори
на небе сливаются,
И одними ветрами овеяны
И Россия, и мой Казахстан.
Если говорить шире, то это пространство Советского Союза, в который я до сих пор верю.
- В наше время поэзия кажется не самым актуальным жанром. Как, по-Вашему, жить и творить поэту в наше суматошное время, когда каждую минуту случается что-то значимое?
- Многие думают, что Накипов вот написал семнадцать поэм и он прямо реагирует на все события, как лягушка, которая дергает лапкой, когда ее ударят зарядом тока. Ничего подобного. Я считаю, что любое творчество, включая поэзию и романистику, это неутомимое думанье каждый день. И рано или поздно энергетика размышлений облачается в форму стихотворения. Это же не голая публицистика. Поэзия должна давать надежду, а не просто излагать точку зрения.
В чем значение литературы? Это единственный способ самому пройти ступеньки смысла, без никого, один на один с текстом. Ответы на все вопросы думающий человек получает из литературы, музыки и театра. Кино я тоже отношу к этим ступеням. Живопись! Ты просто смотришь и начинаешь что-то понимать. Для глаз и ума - чтение, для слуха - музыка, для чувств - театр, и живопись для созерцания.
Поэт XVII века и современный ничем не отличаются по духу. Поэт берет на себя ответственность подумать о чем-то большем, чем повседневность. На три шага вперед.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Хорошая статья,граммотно изложенно.Мне очень понравилось.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение