|
Айгерим Бейсенбаева
Известная фигура современной казахстанской литературы - писатель, поэт и хореограф Дюсенбек Накипов - представил вниманию широкой общественности сразу две новые книги - роман “Тень ветра” и сборник поэм “Время Ре”.
Книга “Тень ветра” - второй роман писателя, являющийся продолжением произведения “Круг пепла”, созданного автором несколько лет назад. В сборник “Время Ре” вошли семнадцать поэм, написанных за последние семь лет
Манифест Дюсенбека Накипова - научить людей находить среди обыденности вечное. Но ни в коем случае не заменять действительность играми воображения, так как игры бывают жестокими. Писатель рассказывает о новых книгах и о том, как живет поэт XXI века:
- Мне сложно разделить два романа, “Круг пепла”, “Время Ре”, и сборник поэм, но в силу того, что меня, как поэта, знают достаточно давно, тот факт, что я серьезно приступил к прозе, стал достаточно неожиданным для многих. Хотя для меня этот процесс совершенно естественен.
Еще при создании первого романа мне в какой-то момент показалось, что при всей универсальности поэзия не может отразить некоторые жесткие фрагменты нашей действительности. Особенно того времени, к которому я отношу период с 1986 года и по настоящий день, когда на общество навалилось такое количество перемен. Одновременно шла атака внешней действительности, так как сломались определенные конфигурации двуполярного мира. Появились многие вещи и явления, которые не входят в систему моих этических критериев.
А самое главное - это ощущение потерянности, не столько моей собственной, сколько моих современников, особенно интеллигенции, которая враз потеряла привычную работу и окружение: потерялась нормальная артистическая, творческая, писательская база. Об этом мой роман “Круг пепла”.
В центре повествования стоит горячо любимый мною оперный театр, которому я отдал двадцать лет творческой деятельности. Вокруг этого театра мой город, в котором я живу с 64-го года. И далее эти миры начинают расширяться. Герои романа - простые люди. Балерина, которая уходит со сцены, как мы ушли из прежней жизни, забывший прежнее и ищущий новых путей интеллигент Гевра. Это круг тех мифов Алматы, который связан со старым Бродом и великими именами.
Среди них неповторимый художник Калмык, в котором можно узнать некоего творческого бомжа, подобных ему потом развелось много, куда ни глянь - кругом Калмыковы.
Мне тогда показалось, что я не закончил историю, и я решил показать героев прямо перед началом нового века, когда все опять же было неопределенно. И коль скоро я сам определился с выбором, мне осталось только писать.
только в этот момент я понял, что эта внутренняя укрепленность этих людей в вечных нравственных рамках, вера их в родную землю и в родной город, их нерасчленимость с жизнью простого народа - это все показалось мне самой интересной темой. И об этом, собственно говоря, второй роман “Тень ветра”.
Эти произведения связаны между собой. “Круг пепла” - это некая метафора бывшей жизни. Когда юрты снимаются с места, от очагов остаются круги, милые сердцу дорогие воспоминания. Очень не хочется покидать старые пепелища.
- То есть произведения о том, как не потерять себя во времена перемен?..
- Так как любой человек - это часть народа, то книга о том, как не потерять народ в системе еще не сложившихся ценностей и максимально сохранить старые.
“Тень ветра” также имеет метафорическое значение, в том смысле, что неизвестность для нас все еще высока, выше прогнозируемой нами. Пришли новые угрозы, экономический кризис. Ветер перемен отбрасывает тень. Идея романов чрезвычайно проста. Во-первых, разобраться самому. Во-вторых, помочь разобраться молодежи, чтобы они не забыли тот глубокий фон второй половины ХХ века, исчезающий за бесконечными билбордами и прочим.
Алматы для меня особенный город, не написать о его истории было бы смешно, сейчас я уже не узнаю многие улицы. Здания сносятся, а ведь внутри старых зданий целый мир, у них особая аура. И вот, когда видишь эти новостройки, понимаешь, что мы создаем пустоту, пустую конструкцию.
- Поэмы, вошедшие в сборник, наверное, примерно о том же. Приставка “Ре” означает “возобновление”. Или имеется в виду нота ре?
- Вопрос очень точный. Сейчас многие начинают спрашивать: “Время Ре” о музыке ли? Я могу сказать, что до этого писал об отрезке времени, который я называю “время До”. До того как. Конечно, это часть семи категорий: до, ре, ми и так далее. Мы сейчас живем во время Ре, и это время мы еще можем изменить в отличие от времени До. В этом вся идея книги поэм.
Началось все с катастрофы 11 сентября 2001 года - взрывом зданий-близнецов в Нью-Йорке. Это произвело на меня очень сильное впечатление - мне показалось, что мир рухнул. Это как в 45-м году, когда на Хиросиму и Нагасаки упали атомные бомбы. Я сразу ринулся в поэму, и она была написана на одном дыхании, за двадцать дней. Меня просто захлестывали эмоции. Далее эта поэма подсказала мне ряд других тем. Варварское уничтожение статуй Будды в Амиане.
Поэма “Время Ре”, которая предваряет эту книгу, резко вопросительного характера. Поэма “Одинокий январь” - о глубинной трагедии человека, катастрофе на уровне личности. Также я хотел сконцентрироваться на отношениях Казахстана с Россией - “Сказы вечного сурка” об этом. Когда-то давно я написал такие строки:
Наши травы
корнями сплетаются,
Наши зори
на небе сливаются,
И одними ветрами овеяны
И Россия, и мой Казахстан.
Если говорить шире, то это пространство Советского Союза, в который я до сих пор верю.
- В наше время поэзия кажется не самым актуальным жанром. Как, по-Вашему, жить и творить поэту в наше суматошное время, когда каждую минуту случается что-то значимое?
- Многие думают, что Накипов вот написал семнадцать поэм и он прямо реагирует на все события, как лягушка, которая дергает лапкой, когда ее ударят зарядом тока. Ничего подобного. Я считаю, что любое творчество, включая поэзию и романистику, это неутомимое думанье каждый день. И рано или поздно энергетика размышлений облачается в форму стихотворения. Это же не голая публицистика. Поэзия должна давать надежду, а не просто излагать точку зрения.
В чем значение литературы? Это единственный способ самому пройти ступеньки смысла, без никого, один на один с текстом. Ответы на все вопросы думающий человек получает из литературы, музыки и театра. Кино я тоже отношу к этим ступеням. Живопись! Ты просто смотришь и начинаешь что-то понимать. Для глаз и ума - чтение, для слуха - музыка, для чувств - театр, и живопись для созерцания.
Поэт XVII века и современный ничем не отличаются по духу. Поэт берет на себя ответственность подумать о чем-то большем, чем повседневность. На три шага вперед. |