|
Новая Польша
В галерее “Тенгри Умай” состоялось открытие передвижной выставки “Молодая польская графика”, которая проводится под эгидой польского МИДа. В экспозиции выставки представлена серия оригинальных произведений 22 авторов из разных областей Польши и отражены новые тенденции развития польской печатной графики. Выставка побывала уже в таких странах, как Украина, Южная Корея и Китай, а после того, как ее увидят казахстанские зрители, посетит Швецию, Монголию, Венгрию, Грузию, Армению и США.
Об экспозиции рассказывает куратор выставки, генеральный комиссар Международного триеннале графики в Кракове профессор Витольд Скулич:
- Думаю, что каждая такого рода выставка, представляющая работы молодых художников одной страны, должна вызывать особые мысли, особенно сейчас, на переломе веков, в период невообразимо ускоряющегося развития новых медиа. Несмотря на то, что все вокруг нас постоянно меняется, что мы незаметно движемся во всеобъемлющей волне глобализации, охватывающей и искусство, будет нелегко затушевать контуры культуры - нашей цивилизации, которая была создана на века.
Поэтому я не верю, что кто-нибудь, кто хочет посмотреть выставку молодых польских графиков, не спросит себя - в каком смысле она польская, что ее определяет и какова ее связь с корнями культуры страны. В какой степени она является частью мира, от какого художественного уровня молодые художники совершают свой бросок в будущее.
Участники выставки - это не только поколение смены веков, со всеми ее последствиями, но и поколение смены веков в творческом смысле. Своеобразное изменение положения на сцене польского искусства было ускорено средствами развития новых медиа. Какие они - эти молодые преемники? Выставка “Молодая польская графика” отражает это в определенной мере. Они действительно хороши, может, несколько боятся неведомого будущего. Именно отсюда исходит попытка острого восприятия мира и устойчивости концентрации. Художники берут из него несколько простых объектов и событий, выстраивая структуру своего собственного мира, реальности в коротком движении. Их восприятие более острое, могу сказать - холодное, это больше не радостное и пестрое искусство постабстракционизма предыдущих десятилетий, но и еще не субкультура Гарри Поттера, которая завоюет воображение будущего.
Алматинцы смогут увидеть выставку до 4 февраля.
ГаБо: притяжение дуэта
В галерее Арт-Центр Алма-Ата открылась персональная выставка известных сестер-художниц Галии и Балхии Кусаиновых (ГаБо) “Земное притяжение”, в которой представлены живописные и графические работы последних лет
В самый разгар январских холодов работы творческого дуэта ГаБо порадовали обилием горячих цветов: желтого, оранжевого, алого, терракотового, и образов, характерных для знойного лета. Кроме того, они подчинили себе и сине-зеленые цвета, создав при этом гармонию и звучащую цветовую гамму.
“Нам очень интересен окружающий мир, его краски, его запахи, люди, которые в нем живут. Мы много путешествуем, но каждый раз мы видим своеобразный мир, каждый раз по-новому ощущаем красоту земли. Природа питает энергией, дает спокойствие. Этой выставкой мы хотели показать красоту жизни, красоту природы, красоту чувств”, - так Галия и Балхия охарактеризовали свою новую выставку.
Стиль, в котором работают художницы, искусствоведы определяют как примитивизм, отличающийся чистым пониманием мира и схожестью с детским рисунком. Благодаря выбранному направлению им удается отобразить все разнообразие чувств, красоту окружающего мира в понятной каждому, простой и ненавязчивой манере. Каждая картина “цельна по своему характеру”, профессиональна и неординарна.
Несмотря на то, что на картинах можно увидеть много реальных предметов, все их композиции сочинены. Личные переживания, ощущения, наблюдения они снова и снова пропускают через себя, чтобы создать реальные или метафорические образы. Так, например, картины “Турецкая деревня” и “Путешествие из тропиков”, совершенно разные по цветовой гамме, объединены волшебным очарованием природы дальних стран.
На открытии выставки искусствовед Баян Барманкулова отметила, что “их не просто увлекает изображение реальности, а эту реальность они обязательно упаковывают, вывязывают, вышивают, создают лоскутные одеяла, чтобы создать определенную мелодичную речь о том, что им приходится наблюдать в жизни. Ты ощущаешь нечто иное, чем в работах других художников”.
В своих работах Галия и Балхия часто используют смешанную технику - гуашь, пастель, акварель, золотую и серебряную фольгу, благодаря последним картины приобретают живость и излучают удивительное свечение (“Богиня охоты”, “Лунный свет”). Помимо живописи и графики они работают в техниках: живопись, графика, гобелен, керамика, роспись, вышивка, аппликация, инсталляция.
Когда сестры работают вместе, рождается совершенно новый веселый и ироничный художник ГаБо, который не похож ни на одну, ни на вторую художницу. И теперь они уже втроем создают мир мифов, сказок, легенд и фантазий. Появляются образы, которые не увидишь вовне, а просто почувствуешь внутри своей души, и тогда возникают цветовые ассоциации, тогда уже трудно сказать, где реальность, а где выдумка.
Василина Воркова |