|
Айгерим Бейсенбаева
Фотоискусство вне закона
В “Тенгри-Умай” открылась выставка берлинской фотохудожницы Лореданы Немеш, организованная Гете Институтом Алматы.
Лоредана представила вниманию алматинской публики серию портретов, снятых в метро. Почему именно в метро? Наверное, потому что в наш стремительный век увидеть человека в состоянии покоя очень сложно. А в подземке люди погружены в себя и их чувства максимально обнажены.
Для Лореданы важно, чтобы люди не видели, что она их фотографирует, так как это исключает возможность притворства
Лоредана Немеш - немецкая фотохудожница румынского происхождения.
В Алматы она привезла серию Under ground - портреты людей, сфотографированных ею в метро разных городов мира - Лондоне, Берлине, Москве, Бухаресте, Париже и Нью-Йорке.
Автор из Берлина Лоредана Немеш рассказывает об особенностях подземной съемки в разных уголках мира, о ценности каждого кадра и о влиянии половой принадлежности на творчество:
- Я занимаюсь фотографией с самого детства. У меня даже сохранилось множество фото, где я маленькая и с камерой. В 18 лет, когда все мои сверстники мечтали получить права, а я пожелала камеру, и мне ее подарили. Когда пришло время выбирать профессию, я начала сомневаться, смогу ли я связать свою жизнь с фотоискусством. Ведь это очень серьезный шаг. Тогда на меня сильно повлияли родители, которые считали, что фотоискусством на жизнь не заработать, и предложили учиться чему-то действительно, на их взгляд, значимому. Тогда я занялась германистикой и математикой. Но увлечение фотографией все равно взяло свое.
- Вы зарабатываете на жизнь фотографией? Этот вид искусства пользуется спросом в Германии?
- Да, однозначно. Мои работы покупают в музеи и в частные коллекции.
- На своей выставке в Алматы Вы представили серию портретов людей, едущих в метро. Герои Ваших работ замечают, что Вы их сфотографировали?
- Некоторые замечают, и многие даже со мной общаются после этого. А некоторые не замечают и не слышат, как щелкнул затвор моего фотоаппарата.
Был даже такой случай. В музее Берлина была выставка моих фотографий, которые я сделала в Лондоне. Там, в Лондоне, я сфотографировала одну любящую пару. Эти молодые люди через какое-то время написали мне письмо по электронной почте, в котором высказали свое удивление и восхищение фотографиями, на которых они были запечатлены. О существовании этих фотографий они не подозревали. Эти люди были жители Сан-Франциско, их фото я сделала в Лондоне, а на фотографии они случайно наткнулись на сайте Берлинского музея в Интернете. Теперь мы с ними переписываемся. Вот такая история.
- Существует закон, по которому нельзя снимать людей без их на то разрешения. Тем более, насколько я знаю, нельзя фотографировать в метро...
- Да. Конечно, по закону делать то, что делаю я, строго запрещено. Но ведь в любом законе есть поправки, например, можно снимать группу из более чем пяти человек. Политиков вот тоже можно. А вообще искусство - вне закона, вне правил.
- Были ли случаи, когда люди были возмущены Вашими действиями?
- Конечно. В Москве был случай, когда женщина начала скандалить по поводу того, что я ее сфотографировала. В таком случае я просто отмечаю для себя, что это фото распечатывать не следует. Я уважаю чувства других людей, и если человек каким-то образом показывает, что ему это неприятно, я эти фотографии не публикую.
Почему мне так хочется сфотографировать этих людей на улице? Потому что они мне нравятся, можно сказать, что я их люблю. Мне нравятся эти взаимоотношения между героями, которые мне хочется перенести на пленку.
Меня родители предупреждают постоянно: “То, что ты делаешь, незаконно. Будь осторожна”. Но я ничего не могу с этим поделать, мне это нравится. Меня прямо тянет заниматься фотографией, тем более в местах, где этого делать нельзя. Это моя слабость.
- Вы фотографируете людей по всему миру. Отличается ли отношение к такому виду искусства в разных странах?
- Что касается чувств, то могу сказать, что во всем мире люди одинаковые. Например, в метро они выглядят одинаково уставшими или мечтают о чем-то, выражают любовь к своим спутникам.
В Москве, к примеру, люди достаточно закрытые. И они отличаются, пожалуй, от людей в Лондоне и Париже, где разделение на классы не ощущается так сильно. В Лондоне и богатые люди могут запросто проехаться на метро - здесь рядом и богатые, и бедные. А в Москве обеспеченный человек никогда не спустится в подземку, и в метро ездит только отдельный класс. То же самое и в Бухаресте.
- Вы снимаете пленочной камерой. Совсем не приемлете цифровую технику?
- Мне нравится запечатлевать именно один момент. У меня в аппарате пленка на двенадцать кадров. И каждый из них может заснять только одно мгновение, а найти, поймать эти мгновения - вот это искусство. На создание одной фотографии у меня может уйти несколько дней. А иногда я снимаю очень быстро.
Я заинтересована не в количестве, а в качестве фотографий. У меня есть маленькая цифровая камера, которая сейчас, правда, сломана. Она была для меня как блокнот, записная книжка, дневник, но только не инструмент для создания фоторабот. Свет, момент, пара людей - это все, что можно было на нее записать.
Очень много фотохудожников в Германии работают цифровой камерой, и получаются очень хорошие работы.
- Без каких качеств, по-Вашему, нельзя стать фотохудожником?
- Искусство не всегда зависит от каких-то качеств. Для этого нужна лишь любовь к тому, что ты делаешь.
- То, что Вы женщина, не мешает Вам заниматься фотографией?
- В ответ на этот вопрос я хочу показать свои работы, сделанные прошлым летом. На них изображены мужчины, сидящие за матовыми стеклами кафе. Это заведения, в которых собираются только мужчины. Восточные, арабские кафе в Берлине, куда женщинам вход воспрещен. У меня нет доступа к этой культуре, и потому мне еще больше хочется ее увидеть.
Для меня важно было сфотографировать мужчин Востока через эту ширму и в ночи, чтобы показать разницу между культурами. Снаружи европейская культура, а внутри закрытая, восточная. Мне очень интересна исламская культура, но я снимаю ее снаружи, чтобы подчеркнуть ее отчужденность. У мусульман лица женщин скрыты под паранджой, а здесь я закрываю вуалью мужчин.
- Репортаж - это Ваш любимый жанр?
- Я называю это документальной съемкой.
Кроме этого я очень люблю горы. Как только закончатся выставка и мастер-классы здесь, в Алматы, я сразу уйду в горы фотографировать. |