В европейских театрах традиционно проводится ночь театров. Наш корреспондент побывал в театрах германского Ганновера в один из таких вечеров года
Театральный сезон в Европе в самом разгаре: множество премьер, спектаклей, уже известных постановок идет в малых и больших театрах. Ночь театра пользуется неизменной любовью зрителей. Возможно, это объясняется еще и концептуальным подходом: дело в том, что за определенную плату - причем довольно скромную - можно посетить за один вечер несколько спектаклей. Выбор богатый - от коротких импровизаций до известных постановок. Главное, чтобы хватило желания и времени объездить весь город.
Ганноверская “Долгая ночь театра” (так она здесь называется) также поражает разнообразием предложений и большим зрительским наплывом. Нам удалось побывать в нескольких театрах, и вот что особенно запомнилось. Культурный центр “Фауст” отличается не только подходом к репертуару (на этой сцене часто непрофессионалы-любители ставят импровизации), но и своим местонахождением. Дело в том, что центр разместился в здании бывшей фабрики. Большое пустующее здание стало прибежищем для актеров, художников, музыкантов. Здесь проходят и спектакли, и выставки, и лекции, и мастер-классы. В этот вечер на сцене играли небольшие юмористические сценки молодые артисты. Часто в “тело” спектакля вплеталась импровизация. Публика, по большей части молодежь, хорошо откликалась на шутки, и это создавало особенную атмосферу в зале. Происходило живое общение между залом и сценой, зрители будто стали участниками постановки.
В другом конце города, куда успеваешь доехать за несколько минут после окончания спектакля в “Фаусте”, нас уже ожидало другое действо - немецкий шансон в лице известной здесь актрисы Штефани Зеелендер. “Такая классная я + и господин Шмидт за роялем” - так можно перевести название веселой и непринужденной постановки. Тексты написаны целым сонмом авторов: Петером Дюкером, Вольфгангом Кригером и другими.
“Шарман, секси, сама ирония”, - так называют критики Зеелендер. Она и вправду очень обаятельная и непринужденная - зал живо откликается на ее шутки, даже если они “на грани фола”.
А что может смутить европейцев? Например, шутки на тему феминизма, различий в национальных характерах. Однако Зеелендер не боится забросить пару камней в “огород” немецких женщин, которых она обвиняет в отсутствии эротичности и излишней феминизации. Большой актерский талант и милая непринужденность, с какой все это подается, находят своих верных почитателей.
Программы многих постановок в ночь театров сокращаются до получаса. Это дает возможность зрителям посетить как можно большее число театров.
Как отмечает один из завсегдатаев-театралов, те, кто не может побывать в силу занятости или других причин в театрах, в эту ночь имеет возможность узнать обо всем, что идет в городе.
Без сомнений, такая культурная акция способствует и большей популяризации театрального искусства - особенно среди молодежи, как обычно, не имеющей лишних центов.
Ирина Гайкалова, Ганновер |