|
Мира Мустафина
На сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая состоялся юбилейный вечер народной артистки Казахстана Нуржамал Усенбаевой. Двадцать пять лет назад на этой же сцене состоялся ее дебют в опере Евгения Брусиловского “Кыз-Жибек”. В те годы мало кто мог предсказать, что эта хрупкая и незаметная девочка из многодетной семьи с маленькой станции Арысь станет оперной певицей мирового класса.
За двадцатипятилетнюю творческую деятельность Нуржамал Усенбаева снискала славу примадонны отечественной оперной сцены. А эпитеты “эталонная” и “образцовая” пристали к ней, кажется, навсегда.
Юбилейный концерт Нуржамал Усенбаевой - триумф ее искусства. Ни грамма игры - только жизнь, настоящие переживания и эмоции. Удивительный получился вечер, непохожий на помпезные, политые патокой поздравительные мероприятия
Первое отделение предстало в лучшем классическом виде, подарив публике традиционно любимые фрагменты “Травиаты” Дж. Верди, “Алеко” С. Рахманинова и арию Манон из оперы Ж.Массне, духовные сочинения А.Жубанова, М.Тулебаева. Кстати, надо сказать, коллеги, выступавшие в честь виновницы торжества (народный артист РФ Олег Кулько, заслуженный артист РФ и Татарстана Ахмад Агади, лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра Евгений Уланов, оркестр ГАТОБ имени Абая под управлением дирижера Вито Ло Ре, неизменный концертмейстер Алия Темирбекова), оказались не более чем легким и в меру приятным антуражем, незамысловатым фоном, на котором царило явление - Нуржамал Усенбаева. Дарили в этот вечер не ей, дарила она сама, отдаваясь сцене, проживая каждую ноту, словно в первый и последний раз.
И не было в ее выступлении ощущения возраста - была мудрость, был опыт и вместе с тем открытость к жизни и переживаниям, cтремление в будущее, к познанию жизни.
Но вот началось второе отделение - и выходная ария Сильфы из оперетты “Сильва” И.Кальман одним аккордом задала тон! Празднество пошло по-восходящей. Словно опьяненные мюзиклом виновница и ее гости-артисты были неповторимы в Memory Ллойда Уэбер, а потом и вовсе выдали сцены The phantom of the opera!
Нуржамал Усенбаева может быть раскованной, оставаясь одухотворенной; она может соответствовать духу времени, не прибегая к ныне модным уловкам шоу-бизнеса. На эту тему и, конечно, об искусстве в целом мы говорим сегодня с Нуржамал Усенбаевой...
- Вы - первая казахстанская оперная певица, которая выступила с сольным концертом в одном из лучших залов мира - Карнеги-холл. Как Вас приняли?
- Петь в Карнеги-холл - это мечта каждого музыканта. Конечно, я счастлива, тем более что концерт прошел успешно. Публика принимала очень тепло. Американская публика вообще эмоциональная и непосредственная и с особым вниманием слушает как европейскую, американскую, так и казахскую музыку. Я исполняла незнакомые для них казахские народные песни в национальном костюме. Я ведь понимаю, что через музыку, творчество представляла прежде всего нашу страну и нашу неповторимую культуру. Это большая ответственность и честь, а для музыканта - творческое удовлетворение, стимул для дальнейшего роста.
Концерт открывал президент американского артистического общества - Алан Джеймс. Освещали мое выступление корреспонденты Daily news. После концерта сенатор от штата Нью-Йорк Карл Крюгер вышел на сцену и вручил мне благодарственное письмо, в котором было много теплых слов.
- Что осталось в памяти от дебюта на сцене ГАТОБ имени Абая в опере “Кыз-Жибек” Евгения Брусиловского двадцать пять лет назад?
- Один страх. Не хотела выходить из-за кулис.
- Чувство страха прошло?
- Нет. Я всегда с волнением выхожу на сцену.
- Совсем недавно вышел Ваш компакт-диск, так сказать, в новом дизайне...
- Да. Goethe Pushkin in music - так называется мой диск камерной музыки, который состоит из произведений зарубежных композиторов: Моцарт, Бетховен, Шуберт, Вольф. В него также вошли и произведения русских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Рахманинова. Каждое произведение - это своего рода небольшие зарисовки художника. Партию фортепиано исполняет российский пианист Юрий Полубелов.
- На ваш взгляд, правы ли те журналисты и музыковеды, которые называют оперное искусство своего рода спортом: определенный режим, ежедневные репетиции...
- В этом утверждении есть что-то рациональное. Наверное, потому что голос - это дар от Всевышнего, от родителей. Это уникальный инструмент. Именно голос обладает способностью передать целый спектр чувств. В оперном искусстве нет таких понятий, как “фонограмма”, “подделка”. Каждое исполнение - это своего рода неповторимое действо, от которого слушатели получают огромное удовольствие. А для этого певцу необходимо высыпаться, хорошо питаться, держать свой организм в форме.
Например, мне необходимо спать не меньше 9 часов. Что касается режима? Люблю бывать на природе с родными. Занимаюсь плаванием и фитнесом. Но это не значит, что я постоянно истязаю себя физическими нагрузками. Я не пропущу возможности просмотра хорошего фильма. Особое удовольствие доставляет мне чтение. Мне импонирует творчество Ричарда Баха, особенно его произведение “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
- С кого вы берете пример в жизни?
- С родителей. Удивительной была атмосфера в моем отчем доме. Отец - директор сельской школы, но по призванию поэт. Обладающая прекрасным голосом мама. Всем семерым детям мои родители постарались дать музыкальное образование. Семейные домашние концерты устраивались постоянно, и именно на них я получила первые навыки публичных выступлений. Но хотя я с детства пела и мечтала стать певицей, в музыкальное училище поступила на фортепианное отделение. Несмотря на общесемейное увлечение музыкой, родные считали, что артистическая профессия - это что-то не очень серьезное.
Мое будущее родителям виделось в преподавательской деятельности. Но когда после успешного окончания училища я все же решила поступать в консерваторию на вокальный факультет, дома меня не стали отговаривать, просто просили очень хорошо подумать.
Я до сих пор считаю, что самым дорогим из всех преподнесенных мне за годы успешных выступлений букетов остается скромный мамин, подаренный мне на самом первом спектакле, дебюте на профессиональной сцене. А так ребенком я любила играть в различные подвижные игры, например, в лапту или казаки-разбойники. Любила еще подражать певцам - Муслиму Магомаеву, Куляш Байсеитовой. Папе, кстати, также импонировала так называемое мое артистическое баловство.
По призванию, знаете, мой отец был поэтом. Изданы его поэтические сборники: “Жолдар жырлайды”, “Арысым алтын бесігім”, “Калдырдым жырдан асиет”. Много лет он работал директором школы. Отличник просвещения СССР и КазССР, почетный гражданин Арыси. Я навсегда запомнила слова назидания моего отца: “Денсаулыгынды кут, аман жур. Ешнерсеге акпелемейтiн, кулiп, ойнап жумысынды куанып iсте. Атагынды, беделiндi курметте”. Это значит, главное в жизни - здоровье, оптимизм и хорошее настроение. Любую работу выполняй с достоинством. Уважай себя и других.
- Что бы Вы посоветовали молодым коллегам?
- Однажды Ваш коллега попросил меня рассказать “сказку” - сказку о том, как девочка из многодетной семьи со станции Арысь стала известной оперной певицей. Можно было бы рассказать и еще одну “сказку” - как ту же девочку пленил голос знаменитого Алибека Днишева, как я задалась несбыточной мечтой когда-нибудь спеть с ним на одной сцене и как спела с ним свой самый первый спектакль в театре...
Я не знаю, почему многие факты из моей жизни журналисты воспринимают как красивую историю. За всеми моими профессиональными достижениями и громкими успехами стоит один фактор - бесконечный труд.
Молодым коллегам советую: постоянно учиться, никому не завидовать и не ревновать... У меня никогда не было ни ревности, ни зависти к коллегам - ни дома, ни за рубежом. Мне было интересно работать с теми, кто был лучше меня, чтобы тянуться вверх. Спев свою арию, я оставалась за кулисами, брала в руки клавир и записывала в него, какие особенности исполнения у того или иного певца: как он артикулирует, как берет дыхание, как произносит ту или иную фразу... Я всегда училась и продолжаю это делать по сей день. За любым успехом стоит постоянный труд. Говорят, красота требует жертв, нет, я вам скажу - она требует труда. Здорового образа жизни, соблюдения диеты, занятий спортом. И еще, надо в жизни уметь выслушивать критику и, конечно, прощать!
- Ваша формула успеха?
- Нет ничего насколько трудного, что не преодолевалось бы трудом.
Досье “НП”
“Певицей высокого класса” назвала Нуржамал Усенбаеву взыскательная итальянская пресса. В пресс-досье ведущей солистки Казахского академического театра оперы и балета имени Абая немало подобных отзывов, опубликованных в самых авторитетных отечественных и зарубежных изданиях. Ее считают своей не только на родине, в Казахстане, но и в Санкт-Петербурге, в Казани и Самаре, где она работает постоянно.
А участие в авторитетных вокальных конкурсах принесло ей заслуженные награды - Нуржамал Усенбаева стала лауреатом Международного конкурса имени Франсиско Виньяса в Барселоне и обладателем специального приза Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки.
Огромную пользу принесла певице ее стажировка в Швейцарии у Элизабет Шварцкопф. Всемирно известная певица уделила много внимания молодой казахской сопрано и не только делилась с ней секретами профессионального мастерства, но и намечала перспективу ее будущего творческого пути.
Народная артистка РК, лауреат Государственной премии Нуржамал Усенбаева сейчас находится в расцвете своего таланта и на вершине профессионального мастерства. Строгий профессиональный анализ ее исполнения зачастую уступает на страницах газет место эмоциональным и поэтичным откликам, например: “кто устоит против этого победительного обаяния?! Против этого свободно льющегося, свежего, полного, одухотворенного голоса?! Какой силы нежность, всепоглощающая, самозабвенная, звучит в нем...” “Вечерняя Казань”, Казань, 2000г. |