|
Мария Жумагулова
Образы Востока
В Государственном музее имени А.Кастеева открылась персональная выставка заслуженного деятеля искусств Казахстана, академика и профессора изобразительных искусств международной ассоциации “Искусство народов мира” (Россия) Мухамет-Умара Паншаева. В преддверии Наурыза тема Востока оказалась самой востребованной.
В 80-е годы искусство Паншаева было замечено благодаря своей совершенно неповторимой грани творчества, в которой уже тогда явственно просматривались своеобычные формы, навеянные истоками восточного менталитета. Он вырос в сельской местности под Таразом. И в этом есть свои преимущества: вдали от суеты мегаполиса легче думается, пишется. Это некая отстраненность позволяет сохранить свежесть и незамутненность взгляда на окружающий мир, непосредственность чувств.
Однако художник не собирается замыкаться в этой уютной атмосфере. Ему, как и всякой творческой личности, необходима постоянная духовная подпитка. Не изменяя своим образным и профессиональным пристрастиям, Мухамет-Умар последнее десятилетие посвятил путешествиям по Востоку: Китай, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Это далеко не праздная прогулка, а глубокое проникновение художником в саму внутреннюю атмосферу, интригующую загадками Востока. Его не удовлетворяет то, что лежит на поверхности, роскошь и богатство современных мегаполисов. Он ищет тонкую связующую нить с философией и богатой духовной жизнью прошлого - то, что, собственно, и определяет саму сущность и своеобразие Востока.
Не боясь показаться консервативным, художник акцентирует внимание зрителя на непритязательных сюжетах: глухие городские улицы, глинобитные домики, золотистая пустыня и как бы вышедшие из прошлой жизни женские фигуры в мусульманском одеянии, святые и мессионеры, музыканты и странники... В этих картинах через личностные ощущения художника - моменты из жизни выбранных им персонажей. Художник владеет китайским и арабским языками, что позволяет ему быть максимально сопричастным каждому эпизоду изображаемого.
Отдельным разделом представлены мотивы, созданные под впечатлением счастливого и беззаботного детства. Это милые дунганские дворики городских предместий, сцены из жизни своих соплеменников. Почти все полотна, представленные на выставке “Ритмы Востока”, написаны в 2009 году. Неслучайно советник по культуре Посольства Исламской Республики Иран в Казахстане господин Делавар Мухамедпур высоко отозвался о художественном уровне работ Паншаева, которые нашли отклик в сердцах иранцев во время организации выставки в этой стране.
Восток в глобальном масштабе
Галерея “Каюр” совместно с дирекцией художественных выставок и аукционов в мартовские дни организовала весенний вернисаж “Солнце сквозь тучи”... Это, скорее, музейная экспозиция как по количеству представленных работ, так и по их содержанию. Она поражает своими масштабами - более 100 произведений искусства среднеазиатских и казахстанских мастеров. Впечатляет и подбор авторов, всем своим творчеством иллюстрирующих многовекторность художественных исканий в живописи центрально-азиатских республик.
Совершенно обособленно воспринимается изобразительное искусство Узбекистана, которое невозможно перепутать с национальной школой соседствующих стран. Географические и климатические особенности региона, своеобразие культурного наследия, особенность менталитета - все это вкупе предопределило узнаваемость и неповторимость их стилистики. Творчество известного живописца Исфандера Хайдарова неслучайно ассоциируется с именем Левитана. Сами художники называют его лирическим певцом среднеазиатского пейзажа. Созданные им панорамы природы передают характерные особенности местности, тонко и проникновенно, без ложной экзотики и экзальтации.
Одним из самых популярных художников Узбекистана является Анвар Бахтеев, прославившийся далеко за пределами страны своими... натюрмортами. Казалось бы, для многих - жанр незначительный, достаточно скромный по своему предназначению, не относящийся к высокому искусству, нередко с налетом бытовизма. Но именно обращение к натюрморту сделало этого автора известным. Он участник более 200 выставок за рубежом, в том числе десяти персональных. Художнику удалось вернуть этому жанру былой блеск. Более того, обычный натюрморт сумел рассказать об узбекской земле иноземцам несравненно более емко, нежели монументальные сюжетные композиции. Его натюрморты натуралистичны, объемны, вкусны, с ярко выраженным национальным колоритом.
Невозможно пройти мимо работ талантливой художницы Инны Кулагиной, которой удалось гармонично сочетать творческий и коммерческий успех. Звучная декоративность цвета родом от узбекской земли и авангардное художественное видение позволили ей добиться особой пластики форм, обеспечивших ей, несмотря на молодость, мировую известность.
Немногочисленные работы казахстанских авторов больше тяготеют к городскому пейзажу, акцентируясь на динамике современной жизни. Это уже иной ритм, в котором мало что осталось от экзотических реалий прошлого, и притяжение к неким глобальным универсальным параметрам существования.
Не так часто проводятся в Казахстане выставки подобного рода. Они позволяют расширить диапазон наших знаний и представлений о других региональных школах и направлениях и в конструктивном сопоставлении взаимообогащают современное искусство в целом. Восточный акцент экспозиции усиливается за счет представленных великолепных шедевров древнего китайского фарфора. |