Ольга Зорина
К премьере Южно-Казахстанского Русского драматического театра “Funny money” местные театралы отнеслись по-разному. Одни приняли ее весело и непринужденно, другие были несколько обескуражены самим выбором пьесы
Впервые комедия “Смешные деньги” по пьесе британского драматурга Рэя Куни прошла на русском языке в 2005 году в московском театре “Сатирикон”. Режиссировал ее Константин Райкин, делая ставку не только на легкость жанра, но и на хорошие сборы, которые спектакль обычно приносит в западных странах. Чуть ранее в этом же театре была поставлена еще одна комедия по Рэю Куни - “Слишком женатый таксист”. Южно-Казахстанский драматический театр пошел по тому же пути. Сначала режиссер Игорь Вербицкий поставил “Таксиста”, теперь - “Смешные деньги”.
Произведения самого Рэя Куни критики считают несколько неправдоподобными и слишком вымученными, хотя и признают, что изворотливый ум британского автора позволяет придумывать совершенно головоломные сюжетные построения. Но при всем этом в какой-то момент в его пьесах непременно возникает чувство, что еще минута - и “навороченность” превратится в натянутость, а лавина фарсовых ситуаций станет слишком пресловутой. От режиссера драматургия Куни требует вкуса и чувства меры: переиграешь - и получится топорно. И даже Константина Райкина в этом обвиняла критика, но шымкентский режиссер не побоялся никаких нападок и рискнул насмешить зрителя сумбурной комедией.
“Смешные деньги” - это история о самом обычном бухгалтере, в руки которого случайно попал чужой кейс с солидной суммой. Ситуация сразу же вызывает несусветную путаницу, в которую попадают все герои сюжета.
Главный герой Генри Перкинс цепляется за чужой чемодан денег, как за последнюю надежду на лучшую и беззаботную жизнь. Он заказывает билет на самолет на Ямайку, желая отправиться туда со своей женой. Но его замыслы внезапно ломают друзья, приглашенные на его же день рождения, двое полицейских, таксист и даже взявшийся ниоткуда наемный убийца.
Нервозная решимость Генри изменить свое существование на самом деле выглядит далеко не комичной. И вся балаганная неразбериха, которая разворачивается вокруг черного чемоданчика с деньгами, кажется, не закончится никогда и будет, как история про белого бычка, накручиваться и повторяться вновь. Смех, который должен поглощать зрителя, перерастает в нервное напряжение, и только непредсказуемость развития сюжета в какой-то степени спасает положение.
Сложные роли, которые не всегда удавались московским актерам, примерили на себя в этой постановке совсем молодые выпускники студии “Балаганчик” - Павел Филимонов, Илья Васнецов, Глеб Баканов, Анна Кузнецова, Лилия Данилова.
Новоиспеченным актерам шымкентского театра, казалось, игра давалась несложно. Чувствовалось, что старались изо всех сил. Они неплохо выдержали высокоскоростной темп пьесы и даже уловили стремительный музыкальный ритм. Их сверхсуета и сверхвзволнованность отдавали искренностью и юношеским рвением казаться настоящими актерами. Студенческие порывы к тому же удачно и вовремя “уравновешивались” профессиональными артистами театра - Романом Шариповым, Анатолием Петриченко и Андреем Козловым.
По задумке главного режиссера, “зеленый” состав комедии сможет привлечь в зрительный зал молодежь. Возможно, так и случится. Пока же даже при всей разности мнений по поводу выбора и постановки в течение недели свободных зрительных мест практически не оставалось. Возможно, сама тема смешных денег в нашей общей ситуации с мировым финансовым кризисом стала достаточно актуальной. |