|
Ольга Зорина
Недавно открывшийся Южно-Казахстанский театр оперы и балета представил первую оперу. “Травиата” - лучшее произведение оперного искусства в мире. Какой явилась опера Шымкенту, кто участвовал в постановке, как приняли ее зрители и профессионалы? Впрочем, обо всем по порядку
“Травиата” впервые была представлена публике в 1853 году в оперном театре “Ла Фениче” в Венеции и потерпела фиаско. Так случилось потому, что композитор сделал героиней своей оперы персонаж, не обычный для своего времени - куртизанку, умирающую от болезни, женщину, отвергнутую обществом.
Он усилил и название произведения жестким словом “травиата”, которое в переводе с итальянского языка звучит как падшая, заблудшая. Но Верди, в противовес штампам, показал благородство и душевную красоту Виолетты. Его сочувствие к жертве социального неравенства и показ на академической сцене современной жизни нарушили традиции и это явилось причиной того первого провала.
Позже опера Джузеппе Верди, написанная на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа “Дама с камелиями” А.Дюма-сына, стала самой популярной, и сегодня каждую арию “Травиаты” можно считать хитом.
Прототипом главной героини является известная парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей, в том числе и Александра Дюма-сына. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына был виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых - она умерла от туберкулеза в 1847 году. В том же году Дюма-сын написал свой роман “Дама с камелиями”.
По мелодраматическому сюжету “Травиаты” в куртизанку Виолетту влюбляется Альфред Жермон. Он замечает, что Виолетта больна, и убеждает ее изменить образ жизни. Спустя время влюбленные покидают Париж и уединяются в загородном доме Виолетты. Альфред случайно узнает о том, что возлюбленная распродает свои вещи, чтобы обеспечить их проживание. Пораженный такой жертвой, он уезжает в Париж уладить свои денежные дела. В момент его отсутствия появляется отец Альфреда - Жорж Жермон. Он обвиняет Виолетту в легкомыслии, считая, что оно ведет Альфреда к гибели и калечит репутацию их семьи. Она в отчаянии. Понимая, что смертельно больна, она тешит себя единственной радостью. Это Альфред. Но старший Жермон убеждает несчастную оставить его сына. Написав прощальное письмо, Виолетта уходит. Оставшийся в недоумении любовник находит на столе приглашение на бал-маскарад от подруги Виолетты Флоры. Охваченный подозрениями и ревностью, он устремляется за ней в Париж. Во дворце Флоры разворачивается кульминационная сцена ревности. Альфред публично унижает возлюбленную и бросает ей в лицо деньги как плату за любовь.
Сломленная страданиями и болезнью, покинутая друзьями, Виолетта угасает. Она знает, что доживает последние дни и просит служанку раздать все оставшиеся деньги бедным. Жорж Жермон не выдерживает и признается сыну во всем. Альфред спешит в дом любимой. Происходит трогательная встреча. С улицы доносится шум карнавала. К Виолетте неожиданно возвращаются силы и оба мечтают вновь покинуть Париж. Она не хочет умирать, но смерть не спрашивает измученное сердце и останавливает его.
Роль Виолетты в разное время исполняли такие великие певицы, как Монсеррат Кабалье, Мария Каллас, Галина Вишневская, Рената Тебальди. Исполнительницу на главную роль в нашумевшем на весь мир проекте “Травиата в Париже” выбирали из 700 претенденток.
В Шымкенте премьерное представление прошло при участии солистки Саратовского Академического театра оперы и балета Оксаны Колчиной. Сегодня ее называют лучшей Виолеттой России. Шымкентскому зрителю посчастливилось убедиться в ее мастерстве на сто процентов.
|
“Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей “Даме с камелиями”, но Верди обессмертил ее”.
Александр Дюма-сын |
Молодая, красивая, трогательно нежная, с благородными чертами лица, искренняя, драматичная, она покорила сердца зрителей не только великолепным сопрано, но и актерским талантом. Она настолько органично вжилась в образ Виолетты, что теперь трудно представить, что Виолетту в Южном Казахстане будут играть другие. На эту роль подготовлены две молодые солистки театра - А.Мазкенова и Ж.Тажибаева.
Альфреда в премьерном показе сыграл Сергей Мавнуков, который приехал в Шымкент из Москвы и поселился в нем навсегда вместе со своей супругой, с которой многие годы работал в Большом театре. И надо отдать должное актерским способностям этого исполнителя. Он с таким трепетом отнесся к своей роли, о которой, как он сам признался, давно мечтал, что не было сомнения в его искренних чувствах и душевном настрое. Мавнукову удалось создать на сцене пылкого, ревнивого, любящего и эмоционального героя.
Красивый дуэт Оксаны и Сергея вызвал волну зрительского восхищения и уважения. Героиня оперы Верди умирает, но в руках любимого. Тем эмоциональнее и напряженнее становится концовка действия.
Партию Альфреда будет исполнять и другой солист театра - Н.Синхабибий.
На роль отца Альфреда, Жоржа Жермона, был приглашен солист Ташкентского Государственного академического театра оперы и балета имени Навои, заслуженный артист Узбекистана Аваз Раджабов.
Подругу Виолетты, Флору, исполняла также приехавшая Москвы оперная дива Гульжан Раскалиева. Ее супруг Алексей Скибин исполнил сразу две роли в этой постановке - барона Дюфоля и доктора Гренвиля.
Состав исполнителей постановки стал поистине международным, как это и происходит в опере. Если Г.Раскалиева, А.Скибин, супруги Мавнуковы сегодня находятся в постоянном составе театра, то оркестровый состав был усилен музыкантами Ташкентского ГАТОБ имени Навои. В качестве музыкального руководителя и дирижера-постановщика была приглашена народная артистка Каракалпакии Аида Абдуллаева, художником-сценографом выступил Зубайдулла Батыров из Узбекистана, художником по костюмам - Мустафа Мустафаев из Азербайджана. Миссию главного режиссера-постановщика выполнил приглашенный из Саратовского Академического театра оперы и балета режиссер Андрей Альбанов. Ему пришлось работать сразу с тремя составами. |