|
Ольга Шишанова
Прославленная опера Доницетти “Дон Паскуале” этой осенью появится на сцене главного театра страны - “Астана Опера”. Премьера спектакля пройдет в Камерном зале театра PICCOLO. Постановщики перенесут действие в современность, знакомые всем герои будут шутить, устраивать розыгрыши, как и положено в комедийном жанре. Дирижером-постановщиком выступит Абзал Мухитдин, режиссером - Наталья Кагадий
Премьера оперы должна была состояться еще прошедшей весной, вот только карантин спутал все карты артистам и постановщикам пьесы. Теперь вся надежда на осень, которая обещает сделать это время года незабываемым благодаря будущим спектаклям, что отразят репертуар столичного театра “Астана Опера”. Что касается оперы “Дон Паскуале”, то задача сделать этот спектакль эффектным с точки зрения художественного оформления возложена на сценографа Манану Гуниа, известную столичной публике по работе “Шелковая лестница”, премьера которой с большим успехом в прошлом году открыла Камерный театр PICCOLO. Ее коллега - художественный руководитель постановки и консультант по вокалу Алла Симонишвили - будет оттачивать с артистами мастерство пения.
Сюжет спектакля достаточно простой. Хотя это утверждение и противоречит известной поговорке “что изначально кажется простым - непросто”. Тем не менее он был хорошо известен по многочисленным литературным произведениям, да и на театральной сцене разыгрывался начиная с XVI века как в классических комедиях, так и в операх-буффа. Потому и столичная публика встретится с главными персонажами, давно известными в таких жанрах - стариком доном Паскуале, его молодым племянником Эрнесто, хитрецом - доктором Малатеста и красавицей Нориной. Она-то и есть та самая движущая сила всей истории. Богатый и скучный старик хочет на ней жениться, потому что молодая девушка изысканно красива и невероятно умна, но бедна. Норина же влюблена в другого человека. И в этом треугольнике рождаются все недоразумения и забавные ситуации. - Несмотря на то, что сюжет достаточно обычный, сама постановка будет намного глубже. Как и в музыке Доницетти, в которой не все лежит на поверхности, в нашем спектакле эта история представляет собой сложную палитру образов и человеческих взаимоотношений. Однако для зрителей комедия в любом случае останется комедией: будет много нелепых ситуаций, смешных моментов, но за этим первым впечатлением веселого и развлекательного спектакля будет скрыт глубокий смысл, который постепенно раскроется для всех как сложная драма. Мы дадим зрителю возможность подумать и проанализировать происходящее. Это, на мой взгляд, самое ценное в театральном искусстве, - утверждает режиссер-постановщик спектакля Наталья Кагадий. - Ну а с ментальной точки зрения наша постановка соответствует мышлению современного человека, в ней будет очень много визуального ряда, мы используем различные находки, идем в ногу со временем. Человеческий мозг находится в постоянном потоке информации, здесь тоже будет показан подобный поток действий и представлено много поводов для того, чтобы зритель задумался, начал анализировать увиденное на подсознательном уровне. Любопытно, что публика всего мира любит “Дона Паскуале”. И, наверное, происходит это потому, что Доницетти удалось донести до зрителя реалистичную двойственность ситуации и подлинные человеческие эмоции даже в рамках выбранного жанра. Минорное прощание: “Все кончено, Дон Паскуале, не стоит биться головой о стену. Мне в жизни ничего не осталось, кроме как пойти и утопиться”, произносится стариком после того, как Норина ударяет его. И пусть она сожалеет о содеянном и понимает, что зашла слишком далеко, но даже счастливый финал не может скрыть того, что дальнейшая участь дона Паскуале - это одиночество. Между тем историки оперы, однако, единодушны в том, что эта опера - самое замечательное творение Доницетти, что оно даже лучше, чем “Лючия ди Ламмермур” или “Любовный напиток”, или даже его “Дочь полка”. Иными словами, при достойном исполнении это произведение доставляет зрителю большее удовлетворение, чем любое из более ранних и менее гармоничных музыкальных созданий маэстро. А его увертюра содержит самые лучшие мелодии оперы и написана в очень ясной форме. Причем само сочинение Доницетти создал всего лишь за одиннадцать дней, оно явилось крупным творческим достижением музыканта. Тем не менее “Дон Паскуале” - типичная опера-буффа, воспроизводящая излюбленные в этом жанре ситуации и типы: глуповатого влюбчивого старика, лукавой субретки, любовника и тому подобных личностей. К слову, такая ситуация не нова под луной, она неоднократно использовалась как в опере-буффа, так и в комедии. Что в общем-то и проскальзывает в этой пьесе. Не случайно считается, что по блеску, изяществу, остроумию, неисчерпаемой мелодичности “Дон Паскуале” - едва ли не лучшая комическая опера Доницетти, доказавшая жизненную силу итальянского искусства буффа.
Нур-Султан
|