|
Ляззат Кусаинова
Среди музыкантов есть поверье, что скрипка - самый сложный музыкальный инструмент. А вот мультимузыкант Зоя Вязовская - живой пример того, что можно с легкостью, но самое главное - профессионально овладеть игрой и на скрипке, и на флейте, и на арфе... Все начиналось с обучения в детских музыкальных школах, но после она всерьез задумалась о карьере музыканта. В этом интервью для “НП” девушка рассказала об онлайн-выступлениях, какому именно инструменту она отдает сейчас предпочтение и, конечно же, оставила пожелания нашим дорогим читателям
- Зоя, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение музыкой? В каком возрасте вы уже начали профессионально обучаться? - Увлечение музыкой развилось в процессе изучения. Сначала я пела в детском хоре, училась играть на фортепиано, а потом влюбилась в арфу. Но параллельно меня увлекали спорт (художественная гимнастика, танцы), литературное творчество, шахматы и многое другое - очень легко посвящать время любимым занятиям, когда учишься экстерном. Переломный момент был очень четким: однажды утром я услышала на улице автомобильный гудок и поняла, что звучат ноты ре-бемоль и фа. Сначала охватил ужас от того, что теперь эта кодировка будет работать всю жизнь, а потом я быстро ознакомилась с преимуществами музыкального слуха.
- Вы владеете многими музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка, арфа и, конечно же, флейта, как так получилось? Было ли это вашим желанием стать таким мультиинструменталистом? - Педагоги по фортепиано, скрипке и арфе в один голос уговаривали сосредоточиться на одном инструменте и совершенствовать навык игры часами. Однако внутри я всегда понимала, что если брошу другие инструменты, больше часов одному оставшемуся посвящать не стану. Дело в концентрации внимания - не могла засиживаться и сохранять продуктивность. Мама, видимо, тоже это поняла и не слушала никого, продолжив тактику помещения в среду - для того чтобы к подростковому возрасту было максимальное ощущение возможного выбора пути. Это касалось как музыки, так и гуманитарных наук, а также других видов искусства и спорта. Часть направлений потом слетело естественным образом - меня долго преследовала болезнь почек. - Почему в итоге вы все-таки выбрали флейту в качестве основного инструмента? И как можете описать или же охарактеризовать этот инструмент? - У меня были прекрасные учителя по всем инструментам. Но прелесть флейты была еще и в том, что на духовых практически отсутствовала конкуренция в таком масштабе, как в других направлениях. Однако выбор я не делала до консерватории - в колледж поступила на теоретическое отделение, что позволило также безмятежно и равномерно развиваться. Теоретическое отделение Мерзляковки - идеальное место для получения всеобъемлющего музыкального образования. Потом прибавила духовое, чтобы ходить на спецпредмет. - Совсем недавно в формате онлайн прошел концерт “Кельтские легенды”, каково это - не ощущать зрителя? И понравился ли вам концерт в таком формате? - Это очень странно. Я считаю, что лучше сыграть концерты для каждого слушателя в отдельности, но живьем. Многие из нас на изоляции выходили во дворы, поля, леса, на реки, чтобы играть прохожим. - Насколько сильно отличается жизнь музыканта от жизни других людей, по вашим наблюдениям? - Кто эти люди? В целом у людей, которые имеют отношение к искусству, жизнь чувственная и полна впечатлений. - Кто у вас кумир в музыкальном мире, на кого стараетесь ориентироваться? Не люблю изобретать кумиров. Многие люди своим существованием меня чему-то научили. Например, мой великий учитель Вильям Беннетт во многом достоин подражания, в том числе и в плане качеств личности. Именно поэтому вокруг него всегда группируется потрясающее, любящее и взаимовдохновляющее общество. Но в такой же степени образцом для подражания для меня всегда был и другой учитель по флейте - Роман Витальевич Маркин. И все это касательно человеческих черт, а не исполнительских качеств. Для меня музыка без личности - довольно бессмысленна. В плане сценического самообладания грандиозное впечатление на меня произвела Елена Образцова. Мы играли вместе всего один раз, но это многому научило. В плане интерпретаций и глубины исполнений - слишком много музыкантов, список будет занимать несколько страниц и включать в себя музыкантов от Исаака Перлмана, Стивена Иссерлиса, Ивана Соколова до клавишника группы Deep Purple Джона Лорда и пожилых жительниц Республики Коми. - Вы до сих пор волнуетесь перед выступлениями? Какие чувства проживаете в день мероприятия? - По-разному. Бывает как к себе домой, а бывает очень страшно. Зависит от обстановки и программы. В большинстве своем замечаю, что страх и сценическое волнение - совсем разные вещи. Я очень часто говорю ученикам, что многое бы отдала, чтобы вновь почувствовать трепет студенческих выступлений. В день мероприятия я чаще всего проживаю полный рабочий день и никак не готовлюсь. Это большая роскошь - личное время! - Вам часто приходится общаться с самыми разными людьми в силу своей профессии, как обычно выстраиваете коммуникацию? Может быть, сами придерживаетесь каких-то правил? - У меня в жизни была прививка коммуникации со всевозможными людьми. Когда я только вернулась из Лондона и родила ребенка, устроилась на прекрасную работу учителем английского в школу Алибра. Там нужно было вести группы всех возрастов и проводить семинары для незнакомых людей. Всегда нужно было изображать знатока. Какое-то время я работала по принципу Fakeituntilyoumakeit, а потом благодаря четкой методичке очень быстро вошла в курс дела. Это очень помогло и в преподавании музыки, и в плане поведения на сцене. - Как сильно пандемия COVID-19 повлияла на вашу профессиональную стезю? - Да просто исчезли все концерты. Я выступала практически каждый день, а с пандемией просто осталось преподавание. В результате образовалось много личного времени, и я с огромным удовольствием посвятила его семье. - Что планируете в творческом плане в ближайшее время? - Возобновление выступлений потихонечку. Главный наш проект - квартет “Черный Квадрат” - нуждается в постоянной подпитке творческими идеями, и поэтому мы не прекращаем репетировать даже в отсутствии концертов. Осенью планируем несколько гастрольных поездок внутри страны и довольно много выступлений в столице. - Оставьте, пожалуйста, пожелания нашим читателям. - В этой ситуации нужно желать в основном здоровья и благополучия. Я еще пожелаю терпения и смелости. Очень хочется, чтобы пережитый весной опыт больше не повторялся - но искусство всегда будет одним из спасительных элементов в трудные времена. Поэтому желаю вам прекрасного будущего с прекрасной музыкой! |