|
Ляззат Кусаинова
Руслан Баймурзин - дирижер Государственного театра оперы и балеты “Астана Опера” в беседе с корреспондентом “НП” поделился особенностями своей профессии, тактикой работы с оркестром и наболевшей темой сегодняшнего дня - пандемией COVID-19, а точнее - последствиями, которые она внесла в его жизнь
- Руслан, как музыка вошла в вашу жизнь? - Не имея музыкального образования, мои родители от природы очень талантливы. Папа неплохо играет на домбре, а у мамы красивый серебристый голос. С малых лет я начал повторять все то, что отец исполнял на домбре. Родители, по их рассказам, были настолько удивлены моими музыкальным способностям, что приняли решение о моем дальнейшем развитии в музыкальной сфере. В результате чего я оказался у порога детской музыкальной школы, в которую благополучно поступил. С тех пор музыка со мной по сей день. - Поделитесь своим видением профессии дирижера? Большая ли это ответственность для вас? - Быть дирижером - это очень большая ответственность. Я думаю, с этим согласится каждый из моих коллег. Ведь профессия дирижера настолько многогранна, что порой сложно определить, что должно быть первостепенным. По истечении времени понимаешь, что в профессии дирижера нет ничего второстепенного. Это та профессия, которая не позволяет расслабиться ни на минуту в хорошем смысле этого слова. Даже после удачных концертов, спектаклей, мысленно уже готовишься к следующему проекту. Я думаю, вся прелесть музыки заключается в ее необъятности. - Какие особенности характера, на ваш взгляд, обязательно должны присутствовать у человека вашей профессии? - В музыкальной среде есть такое понятие как “разнохарактерное произведение”. Я думаю, что и дирижер должен быть разнохарактерным. Поясню. Будучи инструменталистом, я прекрасно понимаю, что такое быть наедине с инструментом, наедине с самим собой. Инструменту доверяешь все то, чего вербально не описать. Недаром Ахмет Жубанов говорил о том, что каждый исполнитель исполняет свой характер. То есть, слушая исполнителя, можно “услышать” его характер. Что касаемо “разнохарактерности” дирижера - это, в первую очередь, то, что мы имеем дело с живыми людьми, с живым “инструментом”. И это делает нашу профессию самой хрупкой, по сей день самой загадочной в музыкальной сфере. Так как помимо сильного характера нужно воспитать в себе того человека, который будет тебя постоянно подталкивать вперед. - Как вы выстраиваете взаимоотношения с коллективом? Какой тактики придерживаетесь в работе с оркестром? - Выстроить взаимоотношения с коллективом, оркестром возможно при одном условии - максимально заинтересовать коллектив своей идеей и повести за собой. Ведь дирижер является музыкальным руководителем всей процессии. И в этом случае дирижер и коллектив должны полностью друг другу доверять. Иначе не произойдет та самая химия, которая является связующей невидимой нитью между нами. Оркестр - это большой живой организм, к которому нужно очень бережно относиться. Каждый инструменталист, сидящий в оркестре, - профессиональный музыкант, лауреат различных конкурсов, заслуженный деятель республики, доцент, профессор. Люди различного возраста и характера. И у каждого дирижера с годами вырабатывается своя методика работы с оркестром, свой подход к “ремеслу”. Я предпочитаю быть требовательным, в первую очередь, к себе - максимально быть вооруженным к предстоящей репетиции, то есть быть на 200 процентов подготовленным к встрече с оркестром. Иначе все пойдет насмарку. Также для меня очень важен психологический аспект - быть свободным в контакте с оркестром. - Какое из выступлений для вас было самым важным? - Мой сольный концерт в родном городе Кокшетау. Потому что на этом выступлении присутствовала моя мама, и со сцены я подарил ей цветы. Это был самый трогательный и волнительный момент в моей жизни. - Сильно пандемия COVID-19 отразилась на вашей деятельности и многие ли планы пришли в негодность? - Этот недуг не только заставил пересмотреть планы, но и дал возможность переосмыслить жизнь, посмотрев на нее с другого ракурса. Конечно, многие концерты и спектакли в театре и в других городах отодвинулись на неизвестный срок. Но я неимоверно счастлив, что вижу, как ежесекундно растет моя маленькая дочь, как взрослеют мои сыновья, что с супругой можем вдоволь поговорить и побыть вместе. Начинаешь приглядываться ко многим вещам, которых не замечал. - Уже успели перестроить свои планы на будущее? Что будете воплощать в жизнь после окончания эпидемии? - Действительно, приходится корректировать свои планы в связи с нестабильной ситуацией, происходящей в стране. И сложно сейчас что-то предположить. Хотелось бы впервые продирижировать балетом “Жизель”, который планировали на этот период в “Астана Опера”. Также надеюсь, что в ближайшее время все-таки удастся провести премьеру мюзикла в Карагандинском академическом театре музыкальной комедии, который отложили из-за пандемии. - Какое произведение вы бы хотели продирижировать, но не было еще подходящего случая? - Я - всеядный дирижер. Люблю исполнять разную эпоху в разных музыкальных жанрах. Соответственно, исполнить желаемых произведений очень много. - Какое у вас хобби? - Помимо основного хобби - музыки - люблю книги. Люблю природу, особенно ту, где прошло мое детство. Также большая страсть к кулинарии, нередко балую семью и друзей творческими творениями на кухне. Творческий подход должен быть во всем.
Досье “НП” Руслан Баймурзин - лауреат II премии Второго республиканского конкурса дирижеров имени Н. Тлендиева, обладатель Гран-при и Кубка акима г. Астаны на III Республиканском фестивале “Өзелім” имени Н. Тлендиева в номинации “Дирижирование”, победитель V Международного конкурса дирижеров “Алтын таяқша” имени народного артиста СССР Мукана Толебаева.
|