|
Ольга Шишанова
Степи, озера, горы, древний Шелковый путь, места империи Тимуридов и наскальные рисунки - все это часть наследия народа Казахстана. Страны, которая наделена рядом культурных и природных чудес, что на протяжении многих лет были определены ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия
При этом хотелось бы обратить внимание на наиболее грандиозные из них. Во-первых, это Чанъань-Тянь-Шанский коридор Шелкового пути. Коридор имеет длину около пяти тысяч километров, охватывая три страны - Китай, Казахстан и Кыргызстан. Он состоит из 33 вновь обозначенных мест также в трех странах, состоящих из столиц, дворцовых комплексов, буддийских храмов, секций Великой стены, гробниц и нескольких других религиозных зданий. Эти участки занимают примерно около трех тысяч квадратных километров, включая буферные зоны, и разделены на четыре региона. В свою очередь, эти регионы являются центральным районом Китая, который включает в себя имперские столицы на центральной и Гуаньчжунской равнинах, коридор Хеси в провинции Ганьсу, север и юг гор Тянь-Шань в КНР. Плюс район Жетысу в Илийской и Таласской долине Казахстана, а также Чуйскую долину в Киргизии. Во-вторых, это мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, что расположен в городе Туркестане, находящемся в Южном Казахстане. Его строительство началось в XIV веке, а в эксплуатацию он был введен Тимуром в 1389 году, хотя строительство храма и прекратилось после его смерти в 1405 году. Несмотря на то, что мавзолей остается незавершенным, он является важным памятником в Казахстане из-за его уникальной архитектуры. Это одна из наиболее сохранившихся тимуридских построек, поскольку ее создание положило начало архитектурному стилю Тимуридов, возникшему в империи в XIV-XVI вв. Ядром тимуридского государства был Мавераннахр (современный Узбекистан) и земли Большого Хорасана (Восточный Иран и Северный Афганистан). Основные памятники этой архитектуры располагались в Самарканде - столице империи Тимуридов. Отличительными особенностями стали помпезность, колоссальность, величие замысла и богатый декор. В градостроительстве присутствовала идея ансамбля. В центре города располагалась площадь Регистан с цитаделью. Водоснабжение осуществлялось с помощью системы арыков. Для нужд путешественников и купцов создавались гостиницы-ханаки. Общественные постройки были представлены мечетями, медресе, дворцами и караван-сараями.
Кроме того, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави - это важная религиозная структура, привлекающая сегодня паломников со всей Центральной Азии. Как культурный объект ЮНЕСКО он был обозначен в 2003 году. В-третьих, это Тамгалынские петроглифы и археологический ландшафт. Петроглифы и археологические пейзажи Тамгалы находятся в Жетысу, в 100 километрах к северо-западу от Алматы, самого большого города в Казахстане. Там насчитывается до пяти тысяч основных петроглифов, тогда как остальные расположены на другой стороне каньона. Большинство петроглифов относятся к бронзовому веку, где бронза в основном использовалась среди других форм урбанизации, однако некоторые ученые считают, что среди них есть и такие, которые можно отнести к железному веку и даже к Средневековью. На протяжении многих веков скалы каньона с петроглифами и узкая долина Тамгалы сохраняли значение святилища - места, где проходили ритуальные церемонии, совершались магические обряды, поклонение богам и духам предков. Петроглифы Тамгалы являются наиболее важным источником таких моментов и обладают, кроме того, огромной художественной ценностью. Наряду с изображениями животных - диких быков, лошадей, куланов, оленей, кабанов и волков - в репертуаре присутствуют фантастические антропоморфные персонажи, ряженые в звериные шкуры чудовища с загнутыми крючковатыми руками, мужественные воины с палицами и боевыми топорами, а также божества с лучистыми нимбами вокруг головы, так называемые “солнцеголовые”. Многие петроглифы Тамгалы эпохи бронзы уникальны в наскальном искусстве Центральной Азии. Тогда как шедевром первобытного наскального творчества является вертикальное панно с изображениями семи солярных персонажей, десяти танцующих мужчин-воинов с оружием, женщины-роженицы, эротической сцены и “адорантов”.
Высокая культурная значимость Тамгалы в многовековой истории Казахстана состоит в том, что здесь художники эпохи бронзы впервые создали зримый образ божества, придав ему антропоморфный облик. Петроглифы эпохи раннего железа столь же многочисленны. Изящные рисунки сакских художников создавались рядом с петроглифами эпохи бронзы, но чаще поверх них, грубо перекрывая древние изображения. Охота на диких животных, преследование хищниками оленей или козлов являлись главными темами наскального искусства того времени. А вот конный воин-знаменосец, герой и победитель, стал излюбленным персонажем средневекового искусства. Воинские поединки, облавная охота и сцены перекочевки передают дальнейшее содержание повседневной жизни кочевых народов. Необычным выглядит изображение слона с наездником - яркое свидетельство взаимообмена культур эпохи Великого Шелкового пути. А еще особую историческую ценность имеют надписи. Так что не случайно каньон определили как объект культурного наследия ЮНЕСКО в 2004 году.
Нур-Султан |