Ольга Шишанова
В столичном Национальном музее РК должен был пройти творческий вернисаж династии известных казахстанских мастеров Бапановых. И пусть нынешние ограничения не позволили пока этого сделать, никто не мешает наслаждаться высоким искусством онлайн
Сауле, Алибай и Агын Бапановы всегда выступали дружным трио. И при разности возникающих композиций нельзя не ощутить связь между ними: сходное понимание ценностей жизни, в основе которых лежит народная культура и семья. Из замечательных индивидуальных мелодий у них возникает притягательная полифония образных смыслов. Гобелены и войлоки Бапановых, выполненные в традиционной для казахского народа технике и удачно решенные в дизайнерском и авангардно-новаторском стиле, с богатой смысловой нагрузкой, можно встретить во многих казахстанских и зарубежных музеях, а также во многих частных коллекциях.

Сауле Бапанова создает тканые и войлочные арт-объекты. И хотя они по старинке относятся к классу прикладного искусства, но это, скорее, предметы чистого эстетического восприятия. Ее большие мозаичные композиции, составленные из небольших живописных по цветовому решению текеметов, ассоциируются, наверное, не только с галактикой, но и с городом, зданием, за окнами которого проходят чьи-то судьбы. Агаты и прочие камни здесь как в роли астероидов, так и оберегов, сопутствующие невидимым персонажам некоего сценария жизни. И пусть артефакты художницы близки по технологии изготовления к народным, но это, конечно, ее индивидуальные высказывания, субъективное прочтение орнамента. Алибай Бапанов кроме работ в чистом виде и стилистике искусства создает “странные” на первый взгляд композиции, в которых спасенные фрагменты старинных ковров внедрены в живописное поле. Они - признаки культуры, постепенному исчезновению которой противится душа художника. Живописно-аппликативные образы возникают благодаря игре воображения. Художник выкладывает на чистый холст кусочек прошлого, затем по наитию - другой, третий. И вдруг начинает звучать мелодия будущего образа. В связи с чем Алибай говорит, что знаменитый Анри Матисс так же делал коллажи, но из цветной бумаги, а американский художник Джаспер Джонс вообще расстилал ковер и прямо сверху наносил краски.

А вот Агын Бапанов работает в пространстве с нераздельным присутствием примет традиционного прошлого, творений родителей, даров цивилизации. Но большинство его сюжетов - это жизнь в кругу семьи. Его мир очень теплый, крепкий, сильный. И говорится в них о силе любви к тому, кто и что тебя окружает: жена, ребенок, отец и мать, дом, полный вещей, которые очень ему дороги. Хотя наиболее нагляден пример их таланта в работах из войлока. В них они используют на первый взгляд несовместимые друг с другом материалы - мягкий шелк и грубую шерсть, а в некоторых работах - даже конские волосы. Как отмечают знатоки искусства, работы из войлока династии Бапановых без преувеличения покажутся зрителю художественным примером возрождения казахских национальных традиций. В результате многочасовой работы с удивительной свободой рождаются чарующие образы, в которых чувствуются жизнь, вся широта казахской души и гостеприимства, безграничный талант их творцов. А еще помимо войлочных картин супружеская чета на пару создает и неповторимые по красоте и богатству содержания тканые произведения - гобелены. При этом воображение художников не ограничивается определенными рамками - в них можно “услышать” как мотивы древних мифических сказаний, так и современную, подчас абстрактную тематику. И, к слову, художники активно увлекаются дизайном одежды. Потому как многолетняя работа с шерстью, выразительными возможностями которой они овладели в совершенстве, привела творцов к мысли создать и особый стиль в одежде. Так, используя древнейшую технику валяния, мастера создают современную одежду, которую будет рад приобрести каждый “модник”, ценящий красоту, уникальность и неординарность.

Так что искусствоведы на выставках Бапановых не случайно всегда отмечают, что при разности представленных ими собственных композиций нельзя не ощутить связь между ними. Вот лишь одно из таких высказываний: “Современный номад на мотоцикле в живописных коллажах Агына - наследника династии, космические знаки и петроглифы в гобеленах и полотнах Алибая - опоры семьи, тепло войлока и энергетика древних орнаментов в работах Сауле - хранительницы очага - эти люди протянули разноцветные нити своего искусства от земли до неба, для того чтобы не терять связь с корнями и передать нам красоту древних духовных кладовых”.
Нур-Султан |