|
Ляззат Кусаинова
Наш герой - настоящий пример того, как сильно человек может любить свою профессию, и безусловный образец того, как с помощью трудолюбия и ответственного подхода к делу можно добиться головокружительных успехов на своем поприще. В интервью для “НП” заведующий оперной труппой КГАТОБ имени Абая Нуржан Бажекенов рассказал все о своем становлении и любви к оперному искусству
- Нуржан, пожалуйста, расскажите, как музыка появилась в вашей жизни? - Музыка в моей жизни появилась в самом раннем возрасте. С семи-восьми лет я уже начал петь. С того времени я пою и пою, и пою. Все больше, чаще, лучше. Я сам родом из Восточного Казахстана - из прекрасного города Усть-Каменогорска. Папа играет на гитаре, фортепиано, также красиво поет. Мой дедушка здорово пел и играл на музыкальных инструментах, и при этом они не знали музыкальной грамотности - все было на слух. Родители настояли, чтобы я занялся музыкой профессионально. По их желанию меня отдали в областную музыкальную школу Усть-Каменогорска. Я очень сильно хотел играть на аккордеоне, но был невысокого роста и терялся за инструментом, поэтому пришлось пересесть за баян. Можно сказать, с этого момента началась моя профессиональная музыкальная деятельность. Я обучался в музыкальной школе семь лет. По окончании дедушка решил отвезти меня в музыкальное училище, чтобы я и дальше продолжал музыкальную деятельность. Но, придя в училище, мы узнали, что вступительные экзамены уже прошли, и я вернулся в общеобразовательную школу. Закончив одиннадцать классов, также по наставлению и настоянию дедушки и родителей я поступил в Восточно-Казахстанский государственный университет на музыкальное отделение на бюджет. Я продолжаю заниматься музыкой и обучаюсь одновременно сразу на трех специальностях “хоровое дирижирование”, “вокал”, а также по классу баяна. Мой педагог по вокалу Нурзада Абылкасымовна, видя мой потенциал, настоятельно советовала мне поступать в консерваторию. В то время я даже не знал, что такое оперный театр. Честное слово, я даже мечтать не мог о таком. Я говорил: “Ну как я поступлю в консерваторию, там такие люди учатся”! Но она верила в меня. Мне также советовали поступать и на баян, и на дирижирование, но для себя я решил, что хочу петь. И что хочу добиться в этом оперном искусстве многого. В том же году летом я приехал на вступительные экзамены в Государственную консерваторию имени Курмангазы, меня приняли, и началось мое обучение (класс Гафиза Кыдыровича Есимова). Будучи студентом второго подкурса, я прослушивался в мужской хор. Меня взяли. На мое счастье на третьем курсе консерватории я прослушался в стажерскую труппу Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. И меня туда приняли! Там я начал свою деятельность уже на более профессиональном уровне. Я даже мечтать не мог о таком прекрасном театре. По окончании консерватории меня перевели уже в солисты оперной труппы. За три года работы в стажерской труппе я спел очень много партий второго плана, были даже партии первого.
- Почему именно опера, а не другой жанр? - Знаете, найти ответ на этот вопрос не получится просто, что-то екнуло внутри меня. Я был наслышан о таких певцах, как Алибек Днишев, Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, Каныбек Байсеитов, Куляш Байсеитова, это наши оперные мастера. Захотел петь. Хотя когда жил в родном городе, я не переносил оперу - слушать не мог. А когда попал в эту атмосферу, влился, так сказать, мне это так понравилось, что уже было не оторваться - я занимался день и ночь. Учил партии, учил арии, готовился к конкурсам. Оперное искусство и вокал заняли в моей жизни огромное место, без них и по сей день не мыслю себя, потому что очень полюбил это дело. Ответственно отношусь к каждому спектаклю, к каждой своей новой партии. В одночасье решил, что хочу петь и больше ничего. Ничуть не жалею об этом, хотя вокальный жанр очень сложный, это пик, вершина всего классического искусства. - Насколько хорошо вы уже изучили особенности своего голоса? Какие из них можете отметить? - В этом году, я уже 16-й сезон работаю в КГАТОБ имени Абая, и за это время изучил свой голос: что он может, чего не может, когда лучше петь, а когда помолчать - поберечься, чтобы не навредить. Но я до сих пор совершенствуюсь, потому что вокалу обучаются, можно сказать, всю жизнь. Даже Ермек Серкебаев, будучи великолепным мастером оперной сцены, говорил: “Я обучаюсь, я ищу, я всегда в поиске...” - Поделитесь какими-нибудь секретами вокала, к которым прибегаете сами? - Как таковых секретов у меня нет. Перед выступлениями нужно высыпаться, хорошо питаться, держать себя в физической форме, распеваться, разогревать голосовые связки (чтобы пропеть двух-,трехчасовой спектакль). Две-три распевки разного плана. Если кто-то ко мне обращается, я всегда готов поделиться тем, что знаю сам. - Ваша самая любимая партия и, наоборот, та, что далась нелегко? - Интересный вопрос... За эти годы было спето очень много разных спектаклей: и на русском, и на казахском, и на французском, и на итальянском, и на немецком языках. Каждый спектакль по-своему красив, каждая партия по-своему прекрасна. - В ваших планах есть место преподавательской деятельности? Не задумывались об этом? - Хороший вопрос. Да, я об этом задумывался. Меня каждый год приглашают и в консерваторию, и в разные другие вузы. Будучи студентом аспирантуры, я один год преподавал в консерватории, у меня было четверо студентов, и среди них уже известный большой публике оперного искусства Казахстана Габдиев Артур, который сейчас является солистом нашего театра. Я решил пока не заниматься педагогической деятельностью, так как нужно самому еще толком разобраться в своем голосе, в вокале, в технике, чтобы потом это все передавать своим будущим студентам. Я думаю, что чуть позже обязательно займусь педагогической деятельностью. - Что слушатели могут ожидать от вас в ближайшее время? Над чем вы работаете сейчас? - Я очень люблю своего слушателя, планирую подготовить еще несколько прекрасных, замечательных партий, пока я еще не определился, какие именно. Как говорится, нужно работать не над количеством, а над качеством. Я буду работать над качеством партий, которые уже исполняю, буду заниматься, буду “чистить”, их буду “точить”, чтобы они звучали еще лучше, еще ярче и еще красивее.
|