|
Ольга Шишанова
Ведущий солист балетной труппы столичного театра “Астана Опера”, заслуженный деятель Казахстана Таир Гатауов скончался 10 июня. Накануне знаменитый артист попал в автокатастрофу. У него оказались травмы, несовместимые с жизнью. Родные, коллеги и друзья надеялись до последнего, но...
|
Имя Таира Гатауова навсегда вписано в летопись казахстанского балета, его заслуги неоценимы: он был одним из основоположников хореографического искусства в столице. У него был обширный гастрольный график, солист прославлял Казахстан за рубежом, выступал во Франции, Венгрии, Италии, других странах. Лауреат многих международных конкурсов, заслуженный деятель Казахстана, лауреат молодежной премии СНГ “Содружество дебютов” - список его наград можно продолжать очень долго... Таир Гатауов родился в семье преподавателя танцев, и отец с детства прививал ему любовь к современным и народным танцам. Он отдал Таира в хореографическое училище имени А. Селезнева. Учеба ему очень нравилась, он получал стипендию, а каждые выходные у студентов училища были “культурные походы” в театры, музеи - так в них воспитывали чувство прекрасного. В 2003 году, с отличием окончив училище, Таир стал солистом Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой, где проработал 10 лет. А в 2013 году стал ведущим солистом столичного театра “Астана Опера”. До этого, в 2007 году, он прошел стажировку в легендарном миланском театре “Ла Скала”, а в 2018-м окончил Казахскую национальную академию хореографии, получив квалификацию “магистр искусствоведческих наук”. Если говорить об образах, которые он создавал для зрителя на сцене, то их наберется целая галерея - ярких и незабываемых. Поклонникам своего таланта, публике “Астана Опера”, что приходили вечерами на спектакли с его участием, а часто - только ради его выступлений, он запомнится как Зигфрид из “Лебединого озера”, Принц из “Щелкунчика”, Солор из “Баядерки”, Базиль из “Дон Кихота”... Известен был Таир и многими другими своими замечательными партиями. Потому как для любого человека, будь он артист, педагог, художник или ученый, было очень важно, чтобы на него обратили внимание, признали его талант. И он не был исключением, он старался. А ведь ему приходилось совмещать учебу в академии и работу в театре. Там помимо дневных лекций в практику для учащихся были введены и вечерние онлайн-семинары, в конце которых они получали задания для самостоятельной работы. И потому приходилось постоянно совершенствовать себя: в театре - трудиться у балетного станка, в академии - исследовать новые интересные темы балетного искусства. Но Таир не жаловался, лишь жадно впитывал новые знания, а на спектаклях отдавал всего себя зрителю и сцене.
Очень важно было для него уметь передать традиции классического танца, “разъяснить” своим зрителям каноны, чтобы связь поколений не прерывалась и все лучшее, что есть в высоком искусстве балета, не было утрачено. А еще, по мнению самого Таира, чтобы воспитать хорошего артиста балета, психологические качества должны были учитываться в такой же степени, как и качества физические. Ведь иногда бывает так: телом артист подготовлен, а духом - нет. И на этот счет у Гатауова было свое мнение, которым он делился. “Безусловно, во всем должна быть гармония. Можно технически отработать все на “отлично”, но зритель ничего не почувствует, его не обманешь. Должны быть магия, волшебство - то, зачем идет публика в театр. Если ты Спартак, ищи в себе героя, если Принц - благородство. Нельзя выходить на сцену с пустым сердцем...” - утверждал Таир. Конечно, у каждого бывают переломные моменты, когда хочется все бросить, взять билет, уехать, прижаться к маме... Но судьба всегда посылала ему хороших людей, без поддержки которых он бы не смог, по его словам, выстоять. Ему нравилось танцевать, он любил свою профессию, поэтому во всем шел до конца. А еще ему повезло работать с выдающимися хореографами, в их числе Юрий Григорович. Таир танцевал главные партии в его спектаклях “Тщетная предосторожность”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”. Очень много работал над всеми этими образами, и на генеральных прогонах маэстро давал ему свое одобрение, что было для артиста большой радостью. Также ему посчастливилось открывать первый балетный сезон столичного театра “Астана Опера”, завоевывать награды на престижных конкурсах, танцевать почти во всех постановках театра. Планов было много... И ему было только 35 лет.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала главного специалиста пресс-службы столичного театра “Астана Опера” Екатерину Романову.
Нур-Султан |