|
Ольга Шишанова
Живописью он говорит то, что невозможно выразить словами, стремясь сделать и порадоваться. Найти себя в искусстве и продвигаться к цели. Всегда говоря себе: делай так, как нравится самому. Ведь выбрать свою дорогу и идти по ней - уже счастье
Это Ярослав Зяблов, потомственный художник, живописец, пейзажист. Талант которого, как и следовало ожидать (ведь он родился в семье художников), проявился очень рано. Юность будущего живописца оказалась связанной с лучезарным светом юга. И уже в художественном училище, да и на первых выставках, его этюды заметно выделялись своей красотой, небанальностью мотивов, поэтичностью. Та же благотворная тенденция сохранялась в годы учебы в Академии живописи, ваяния и зодчества. Многому научившись у педагогов, Зяблов, по мнению искусствоведов, избежал эпигонства, пресловутого “музейного” колорита, а в последовавшие за учебой годы и бездумной красочности. Его неизменным творческим учителем была и остается реальная природа. Оттого-то так хороши его пейзажи, особенно летние, июньские, наполненные светом и цветом. Выход к самостоятельной творческой практике раскрыл перед ним новые горизонты. Взрослое постижение милого сердцу окружающего мира научило чувствовать гармонию сдержанно-благородных тональностей и красок природы. Все это освобождало его холсты от черноты, а запечатленные мотивы наполнялись красками лета, переходили с картонок на холсты. Постепенно ширилась и география поездок, росло качество работ, а имя мастера обретало известность.
Сегодня автор с кистью в руках продолжает изучение и отображение окружающего мира. Поездки на север, к серебристой прохладе быстрых лесных рек, дарят ему новые интересные мотивы. “Не столько важна перемена мест, сколько связанная с этим возможность “промыть” глаза к новому звучанию света, к цветовым нюансам отображаемой природы, желание вновь и вновь пережить в сердце красоту”, - отмечает живописец. При этом одаренный колорист верен реалистической образности своего искусства. Примечательная особенность его творчества - постоянная работа на пленэре. Это касается даже больших композиционных холстов, когда отношения света и цвета, игра теней постоянно уточняются на натуре. Когда теплые коричневатые всполохи на коре старых деревьев соединяются с ликующими голубовато-синими тенями на уплотнившейся корке летнего света. Когда полнота буйных цветовых рефлексов заливает осененную зеленью неширокую тропинку. И когда краски отгрохотавшей над лесом грозы дарят ощущение свежести воздуха, встречи с многоцветьем летней радуги. Но, главное, когда можно говорить об умении Ярослава Зяблова строить композиции своих полотен, работать с полутонами, массами цвета в его больших картинах. Где уместны показы прямых, скользящих, падающих теней или понимание автором логики отражений, оптики цвета. При этом любой знаток добавит добрые слова об изысканной культуре его живописного мазка, где загадка увлеченности искусством, ощущение открытой дивной бескорыстности творчества все равно остается. В этом, наверное, и заключена вечно манящая многогранность подлинного таланта художника. Вероятно, поэтому его картины так легко запоминаются, привлекая зрителя поэтическим отображением реальной природы. Так что сегодня, много зная и много умея, он все равно остается верным себе. А это уже определенная творческая позиция, причем не так уж часто встречающаяся. “Арт-критики говорят, что у меня сильный рисунок и хороший цвет. Но главное и самое ценное для меня - это традиции академической школы, возможность постоянно учиться мастерству”, - говорит Зяблов. А еще для художника важно мнение любого зрителя, ведь он выставляет самое сокровенное, выношенное в сердце. Всегда переживает при этом, открывается, не зная, чего ожидать. Перечитывает на выставках все отзывы и комментарии к его работам. Тогда как в свободное время любит заниматься горным и водным туризмом, ходить на яхте, соревноваться в международных регатах. “Впечатления от дорог и от отдыха - это тема для отдельного разговора. Она почти всегда отображается в моих этюдах, созданных позднее картинах. Всегда хочется поскорее выехать за город, туда, где нет толчеи и еще осталась нетронутая природа”, - утверждает живописец. Ведь в реальном пейзаже настолько, по его мнению, неповторимы цветовые акценты, свет и жизнь, всегда завораживающая глубиной пространства, таинственностью неба. Или отражение в воде, разность силуэтов деревьев, ветер над полями, ритмы теней. Потому-то и старается мастер писать с натуры не только этюды, но и большие работы. В этом случае создается совсем другое ощущение и от написанной работы, и от самого процесса. Конечно, ему было бы проще работать в теплой и комфортной мастерской. Но он никогда не променяет впечатления, которые получает от неповторимости, неисчерпаемости природы, на удобства. Его вдохновение обитает на открытом воздухе. Не случайно полотна, написанные им с натуры, отличаются своей поэтической эмоциональностью. Они живые, в них особая энергетика высшего порядка...
Нур-Султан |