|
Ольга Шишанова
Прошедшей весной в столичном Национальном музее РК должен был состояться вернисаж картин двух самых высокооплачиваемых современных художников из Китая - Ло Чжунли и Цзиня Шани. Однако... Но мы постараемся восполнить этот пробел
Итак, Ло Чжунли - современный китайский художник, скульптор. На сегодняшний день он один из наиболее значимых художников-реалистов современного Китая. Окончил среднюю школу Сычуаньского института изящных искусств в 1968 году, после чего сам говорил о себе, что его стиль там претерпел крещение западным современным искусством. “Я исследовал его и вернулся в китайскую традицию, традиционную культуру. Мой особый и уникальный личный стиль начал складываться после того, как я выделил для себя разницу между Востоком и Западом”, - констатировал он по окончанию учебы.
Первые персональные выставки Ло Чжунли прошли в Брюсселе, а затем в США. Тогда, в середине 1980-х, европейские арт-критики отмечали, что в этот период на творчество художника оказал влияние один из классиков американского фотореалима Чак Клоуз. Тем не менее Ло Чжунли быстро достиг большого международного успеха, выставляясь почти без перерыва в Париже, Сиднее, Гонконге, Нью-Йорке и Чикаго, что показывало не только востребованность его работ, но и приверженность публики к реалистичной манере исполнения произведений, в частности картин. Так, портрет его кисти “Отец”, на котором изображен китайский фермер с морщинами на лице, протягивающий чашу, является одним из самых мощных и известных произведений не только самого мастера, но и всей современной китайской живописи. Не случайно эта картина была удостоена золотого приза на Второй национальной выставке молодежного искусства - единственной национальной премии Китая в области искусства того времени. После получения степени магистра в Бельгии Ло Чжунли вернулся в Китай и стал профессором Сычуаньского института изобразительных искусств, а позднее - деканом этого института. Он снова вспоминал, как, будучи в Европе, пришел к выводу, что должен “держаться корней, чтобы иметь хороший урожай”. А его корни были в народном искусстве Китая, когда после возвращения он еще активнее стал изучать сюжеты и стили, которые составляли традиционную китайскую эстетику. В 2006 году Чжунли также начал создавать скульптуры.
|
Ло Чжунли
|
Если говорить о его картинах, то Ло Чжунли пишет их маслом, уделяя большое внимание деталям, которые легко считываются людьми, понимающими контекст китайской культуры. При этом его картины, как правило, вызывают большие эмоции у зрителей, которым близок изображаемый художником сельский быт. Кроме того, Ло Чжунли скрупулезно работает над правдивостью своих изображений, пишет в основном человеческие фигуры - например, ребенка, карабкающегося по окну, девочку, моющую ноги под дождем, животных и людей вместе. На многих его картинах люди визуально сливаются с пейзажами, в которых они работают и живут. Но вот в последнее время композиции его картин стали намного динамичнее. Люди и животные изображаются с элементами, которые художник нашел для себя в народном искусстве - резка бумаги, новогодние картины, картины на дереве, резьба по дереву, резьба по камню, тотемы. Но все равно основное внимание, как и раньше, он уделяет человеку, элементам китайского традиционного народного искусства, не забывая о современных художественных концепциях в условиях глобализации.
|
Что касается его соотечественника, то творчество художника Цзиня Шани характеризует переход от стиля классицизма к стилю сочетания китайской и европейской живописи. Мастер в течение более чем 50 лет посвятил себя искусству масляной живописи, из них 14 лет был ректором Центральной Академии художеств Китая. А когда-то, в далеком 1949 году, 15-летний Цзинь Шани поступил в Государственное художественное училище города Пэйпина. Но уже в 1950 году в Китае была основана Центральная академия художеств, в которой Шани, прошел основательную подготовку и получил прекрасное художественное образование, успев в 1955 году даже позаниматься в классе советского художника Максимова. К слову, в этом классе, где учились лучшие, подающие большие надежды китайские художники, Цзинь Шани был самым молодым. Тогда как его художественное творчество началось с 1957 года. На свет появились картины “Прощание”, “Наши друзья во всем мире”, “Великий поход” и другие произведения на революционные и исторические темы. Эти же произведения раскрыли его талант как художника и помогли встать в ряд с первым поколением живописных художников тогдашнего Китая. Говоря о своем пути в живописи, Цзинь Шани отмечал, что он шел иной, чем другие мастера, дорогой. Много сил и времени отдавал тщательному изучению европейской масляной живописи, в частности произведениям эпохи Ренессанса и классицизма. Не случайно его картина “Таджикская невеста”, написанная в 1983 году, ознаменовала новый рубеж в творчестве художника. Как утверждал сам художник, он по своему желанию отбирал тогда любимые им элементы европейской живописи и постепенно формировал свой стиль. Отмечая при этом, что “картины китайских художников масляной живописи должны быть наполнены китайским духом”.
Нур-Султан
|