|
Ольга Шишанова Биографии почти всех казахстанских художников можно начинать словами - с ранних лет любил рисовать, лепить фигурки, затем - художественная школа, училище или институт. Однако совершенно иначе сложилась творческая судьба мастера кисти и красок, акмолинского художника, фронтовика, который прошел всю войну и только потом начал рисовать, Айтымбая Молдабекова
|
Айтымбай Молдабеков принадлежал к среднему поколению казахстанских художников. Это немало проработавший и принципиально определившийся художник-станковист. Основное кредо его творчества - воспевание жизни современников, потому картины, посвященные Великой Отечественной войне, всегда стояли в его творчестве особняком. Любимый жанр - сюжетная, тематическая картина. А вообще его мастерству были присущи поиски бесконечных возможностей реалистического искусства, тем более что все его творчество приходится на послевоенные годы. Воспитанник детского дома, позднее - солдат Советской Армии, участник Великой Отечественной, естественно, с юных лет он рос и воспитывался в духе преданности Родине, что во многом определило и его творческое мышление. Да и само творчество проникнуто идеями гуманизма. Впрочем, после прошедших испытаний, наверное, по-другому было и нельзя. Вся биография мастера характерна для поколения, чья учеба и возмужание пришлись на 40-е годы прошлого века. Во-первых, это страсть к познанию окружающей жизни, во-вторых, героическая борьба с фашистской Германией и, наконец, участие в послевоенном восстановлении народного хозяйства. И при этом любопытно, что ни в детстве, ни в юности Айтымбай не брал в руки ни карандаш, ни кисточку и даже не помышлял о творческой стезе. Просто рисование для мальчика было таким же интересным предметом, как и география, естествознание, история, и не более того. Оказали влияние и детские годы, прошедшие в суровой сиротской жизни, так как детство будущего художника совпало с труднейшими годами для всей страны. Нелегко приходилось детдомовцам в жизни, да и в учебе. Дети того времени объединялись в коммуны, боролись с хулиганством и воровством. Рано привыкали к самостоятельной жизни, а многие из тех воспитанников потом как раз и становились героями труда и отличались доблестью на фронтах Великой Отечественной. Вот и Молдабеков, воюя, хаотично, но быстро нарабатывал самые невероятные картины, которые могла порождать в окружающей мастера действительности только война. С голографической точностью на всю жизнь застыли перед его глазами развороченные окопы с солдатами, перепуганные жители сгоревших деревень. А однажды, после того как он уже не раз участвовал в боях, ходил в разведку, когда его грудь уже украшали боевые награды, в боях за Корсунь-Шевченко он был ранен и попал в госпиталь. Это, по его признанию, дало возможность осмыслить и осознать, многое передумать, восстановить и обобщить целые эпизоды из боевой жизни. И чем сильнее и богаче были его личные впечатления, тем яснее перед ним становилась будущая цель - воплотить все это, запечатлеть на полотнах. Что он и сделал, но уже только после войны. Так родились картины “Клятва”, “Аттестат зрелости”, “Поверженные знамена” и “Боевой друг”. Народный художник Казахстана Леонтьев вспоминал, что Молдабекова больше интересовали краски, цвет, их взаимодействие, но всегда меньше почему-то - в творческом плане - свет. Да и потом в его творчестве все больше стали проявляться декоративность, стремление к цветовому сочетанию больших красочных пятен с одновременной ритмичностью линий, предельным лаконизмом, выразительностью крупных частей и отказом от воздушной перспективы в пользу пластичности цветовых оттенков. Зато возросли активность цвета, его эмоциональное воздействие, акцент по-прежнему делался на содержание картины. Пусть даже мастер и продолжал работать над обогащением колорита.
Однако по своей природе мышления он все равно оставался философом, историком, о чем говорят созданные им работы, которые почти всегда выходили за пределы только лишь национального искусства, что означало интернациональность героев на его полотнах и общечеловеческие идеи, отраженные в них. Ну а цепкая помять позволяла Молдабекову создавать композиции, основанные на патриотических началах, сильно отражающие к тому же моменты наивысшего эмоционального накала. Именно таковы сюжеты в уже упомянутых произведениях “Аттестат зрелости” и “Поверженные знамена”. Кроме того, хотелось бы сказать несколько слов и о его этюдах, точнее о его отношении к этюдам, особенно на военную тематику. Их много, но все можно разделить на три группы: портретные, архитектурные и лирико-пейзажные. И во многих из них присутствуют темы прошедшей войны, хотя разрабатывались они каждый раз с целью осознать в натурном варианте причины цветовых взаимоотношений. Потому-то чаще всего это взаимоотношения ярких контрастов: зеленый и красный, оранжевый и фиолетовый, желтый и синий либо сиреневый. Дополнительный цвет, как правило, занимал небольшую площадь, исполняя роль своеобразного камертона, однако художник редко заканчивал такие этюды, чтобы довести их до картинности. Может быть, поэтому этюды Молдабекова невозможно охватить и усвоить беглым взглядом - во все, как и в большие станковые произведения мастера, необходимо всматриваться. Только тогда становятся осязаемым глубинный замысел каждой отдельной картины, этюда, наброска и волнующим и глубоким - восприятие.
Нур-Султан |