|
Айгерим Бейсенбаева
Ассоциация деловых женщин Казахстана осуществила проект в поддержку молодых художников “Влюбленные сердца”. Акция была приурочена ко Дню влюбленных, и целью ее стала пропаганда изобразительного искусства Казахстана в исполнении молодых талантливых художников Алматы и представление творчества авторов широкой общественности.
Для человека творческой профессии, тем более только начинающего свой путь, узнаваемость многого стоит, считают организаторы проекта и решили привлечь к осуществлению акции молодых авторов
Подобная акция проводилась и в прошлом году. Тогда участниками были художники маститые, такие, как Досбол Касымов, Нели Бубэ, Талгат Тлеужанов, Ботагоз Аканаева и другие.
В этом году было решено привлечь молодых авторов, для чего был собран экспертный совет, в состав которого вошли известные художники, галеристы и искусствоведы Алматы. Ими было выдвинуто 12 молодых художников, самому юному из которых исполнилось 16 лет.
Так как проект был приурочен ко Дню святого Валентина, участникам предложили оформить гипсовые фигурки в виде сердец, согласно своим творческим взглядам и мировоззрению. Результатом работы стала серия произведений - оригинальных и смелых, насколько позволяли рамки задания.
Некоторые из членов экспертного совета проекта, известные искусствоведы, поделились своим взглядом относительно проблем молодых начинающих художников и рассказали о выдвинутых на участие в проекте авторах.
Гульмира Шалабаева, искусствовед, галерея “ОЮ”:
- Работы Радины Батпеновой, художницы с большим потенциалом, которую я представила к участию в проекте, я увидела совершенно случайно во время поездки в Актобе, в единственной на тот момент частной галерее города. Там было представлено всего несколько произведений, однако уже по ним можно было судить о таланте художницы. Тогда же я узнала, что Радина живет в Алматы, и по возвращении я сразу ее разыскала. Уже при личном знакомстве я обнаружила в ней целеустремленность и непреодолимое желание заниматься любимым делом, что вкупе с ее талантами даст со временем отличные результаты.
Вообще, что касается таких проектов, то их претворять лучше всего с молодыми креативными авторами. Они более легкие на подъем и обладают еще не зашоренным свежим взглядом, они не вкусили еще плодов славы.
Несмотря на то, что участвовали начинающие авторы, несколько работ произвели на меня впечатление. Действительно талантливо.
Такие акции нужно проводить чаще, чтобы поддерживать творческую молодежь. Мы не должны продвигать только уже состоявшихся мастеров. Без преемственности поколений развития искусства не будет. Те художники, что сегодня делают первые шаги, завтра составят славу казахстанского искусства.
|
Гипсовые “валентинки” от художников Нурии Каспаковой и Юрия Бурмистрова |
|
Надежда Полонская, искусствовед, хозяйка галереи “Ретро”:
- Для участия в данном проекте мы порекомендовали молодых художников Александра Холодова и Нурию Каспакову. Правда, один из этих авторов позже привлек к проекту еще Сулушаш Алимбаеву.
Холодов мне вообще очень симпатичен. Это автор с устоявшимся, серьезным взглядом на мир. Серьезным - не в смысле сурово пишет - юмора в его работах как раз очень много, но он твердо стоит на своих позициях. Уже определенно, несмотря на молодой возраст. Холодов - замечательный колорист, хорошо владеет цветом. Мыслит по-современному - у него четкое фигуративное мышление. Его работы - не просто цветные мазки, даже абстрактные произведения составлены из реальных предметов.
Мы его поэтому выделили среди остальных и порекомендовали в качестве кандидата на участие в проекте.
Каспакова - художница, которая, пожалуй, более сильна в contemporary, чем в традиционном искусстве. Ее творчество - несколько с девичьим уклоном. Она искусна в видео-арте, а живопись ее не так талантлива. Но то, что ее работа на проекте была принята и публикой, и комиссией, - это очень хорошо.
Если говорить о проблемах молодых авторов, то тут необходимо отметить, что у нас в стране очень слаба изобразительная школа. Более-менее она в АГУ имени Абая на худграфе, а вот даже в Академии искусств имени Жургенова обучение технике поставлено неважно. И вот еще у нас было художественное училище, а теперь оно стало училищем прикладного искусства, то есть поменяли ориентир. Наше училище славилось раньше на весь Советский Союз, так как там были замечательные педагоги, и к нам приезжали поступать отовсюду, даже из Владивостока. Получение такого образования и общение с мастерами из других республик и создавало таких именитых авторов, как Садыханов, Айтбаев и так далее.
А так как сейчас у нас школа слабая, выпускники не умеют рисовать. Они плохо чувствуют натуру. Зато сильны в абстрактной композиции, а ведь на это особого таланта не требуется. Они такую работу могут сделать за полчаса, а когда спрашиваешь, что изображено, отвечают, что это картины из подсознания, “я это так вижу” и тому подобное. Проще сделать нечто непонятное, что не требует грамоты, чем грамотно нарисовать. Тем не менее у нас есть ряд молодых авторов, работающих в традиционной манере, правда, их очень мало. Сейчас в основном художники пошли в дизайн и не особо занимаются искусством. Тех, кто остался в творчестве, поддержать - это уже задача галерей. В цивилизованных странах частные галереи имеют дотацию от государства. Кроме того, те средства, которые граждане тратят на приобретение произведений искусства, не облагаются налогом. У нас, к сожалению, этого нет, и даже арт-рынок выглядит каким-то полукриминальным. У нас нет закона об искусстве, нет закона о галерейной деятельности, соответственно, нет условий для поддержки молодых авторов. Потому и уходят они в дизайн и другие смежные профессии.
Лариса Хасенова, искусствовед, хозяйка галереи “Арт-Нават”:
- В наше время для того, чтобы молодому автору впервые заявить о себе, необходимы большие финансовые затраты. Не каждый художник может себе это позволить.
Я на этот проект выдвинула троих авторов, среди которых я бы выделила Юрия Бурмистрова. Художник яркий, одаренный, с собственным взглядом. Тематика с фантастическо-романтическим уклоном. Талантливый парень.
Таких нужно поддерживать. Есть еще целый ряд авторов, которым по двадцать лет, а то и меньше.
Вот мы скоро планируем провести тематическую выставку “Ню” и привлечь к участию студентов вузов. Я ходила на встречи с деканами, заместителями ректоров, чтобы они стимулировали студентов на участие в таких мероприятиях. Жду работы. Однако пока желающих мало.
Юрий Маркович, хозяин галереи “Улар”:
- Такие арт-проекты - нередкое явление в нашем городе в последнее время. Помните, были акции с разрисованными верблюдами и лошадями, расставленными по городу? То есть, в принципе, такие проекты сейчас не редкость. И вот “Влюбленные сердца” - это тоже мероприятие, способствующее пропаганде искусства, привлечению внимания менее увлеченных зрителей, скажем так.
Когда к нам организаторы обратились за помощью, мы выдвинули самых талантливых “первенцев” прошлого года, в том числе и Василия Дергачева, которого впоследствии и выбрали.
Василий - один из самых наших перспективных авторов своего поколения, ему всего шестнадцать лет. Его произведения в жанре авангарда достаточно талантливы и уже пользуются популярностью у коллекционеров и зрителей.
Сейчас не так уж и много молодых интересных художников. Это глобальная проблема и грозит определенным провалом в искусстве. Изменить ситуацию можно при условии тесного контактирования вузов с такими организациями, как наша галерея. Потому что после окончания вуза человека, можно сказать, выбрасывают на улицу. И художник сам себе предоставлен. Только что он изучал что-то, практиковался, а попадая на улицу, он, конечно же, идет по пути наименьшего сопротивления. Мало кто стремится заниматься всерьез искусством и потому движется по отлаженному пути - дизайн, реклама и тому подобное. Таких мастеров сейчас неимоверно много, каждый второй выпускник художественных вузов - дизайнер, причем все они разного толка, разного вида. Один особняки оформляет, другой - интерьеры, третий лэнд-артом занимается. Причем качество работы зачастую очень слабое. Я бы постеснялся на месте этих молодых людей называть себя дизайнерами, уровень многих недотягивает до качественного.
Вузы на протяжении обучения должны отмечать талантливых ребят, которые нестандартно чувствуют ситуацию в искусстве, и как-то не терять их из виду. Талант должен видеть в первую очередь педагог. А наша задача уже после того, как такой художник закончит вуз, его выловить, чтобы он не успел охладеть к искусству.
Качество обучения молодых авторов тоже страдает. К сожалению, наши вузы не привлекают именитых известных мастеров для обучения, как это принято во всем мире. Если взять российский путь, то там в системе обучения молодых мастеров кисти множество открытых мастерских известных художников. У нас этого нет.
Сколько раз я беседовал с нашими мастерами, они утверждают, что готовы взять учеников, готовы делиться знаниями, но не находят должной финансовой поддержки. На этом, мне кажется, нельзя экономить. Люди известные, опытные, чего-то добившиеся должны иметь учеников. Возьмите любую историю искусства, везде это было. И у нас тоже. У Кастеева, Черкасского были талантливые ученики. Почему сейчас так ценны шестидесятники? Потому что у них образовательная система была грамотно продумана. Не знаю, почему мы сегодня не берем это на вооружение.
Мы за два года открыли только четырех талантливых молодых авторов. Количество открываемых новых имен год от года сокращается. Конечно, области типа дизайна тоже важны, только одаренные ребята губят свой талант этим. Коммерциализация искусства до добра не доводит. |