|
С самого рождения Абылаю Тлепберегенову была предначертана музыкальная стезя: мама - профессиональный музыкант, папа - большой любитель игры на домбре. Свое детство он провел за многочасовыми музыкальными занятиями и практически лишился обыденных детских радостей. Пока его сверстники плескались в море, он разучивал новые произведения. Но уже тогда юный мальчишка понимал, что музыка - то занятие, которому посвятить себя и свою жизнь абсолютно не жалко
Абылай Тлепбергенов - казахстанский дирижер, кюйши, домбрист, обладатель многочисленных премий и главный дирижер Казахского академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. В беседе с корреспондентом “НП” музыкант рассказал о своем подходе к работе, о предстоящем концерте “Самѕау” и ответственных событиях в музыкальной карьере. - Чем вас так привлекла музыка, что вы решили посвятить ей свою жизнь? В вашей семье кто-нибудь играл на музыкальных инструментах? - Мне кажется, что умение играть на музыкальных инструментах уже стало доброй традицией казахского народа. И, конечно, повлияло еще то, что мои родители - музыканты. Моя мама поет и играет на фортепиано, а папа в детстве играл на домбре. В основном, родные с маминой стороны - кюйши. Мой дед один из них. Когда я только начинал заниматься музыкой, мама была против, потому что она знает, что жизнь музыканта нелегкая - это постоянные репетиции и гастроли. Позже она увидела мое желание заниматься музыкой и уже не останавливала. В восемь лет я уже понимал, что обязательно стану большим музыкантом. В Актау я обучался в школе домбры. Как говорил Ахмет Жубанов, наш великий музыкант, именно эта школа и есть оазис казахской музыки. В 11 лет я впервые побывал в Алматы, и вот тогда у меня появилась мечта работать и развиваться именно в этом городе.
- Какая еще сфера деятельности привлекает вас помимо музыки? Где вы себя видите? Кем хотели стать в детстве? - Нравилась специальность врача. Наверное, потому что мой отец - врач-терапевт. Он очень грамотный специалист. Папа много читает. Он и меня приучил к этому. Отец всегда требовал, чтобы я проводил время с пользой, чем-то увлекался. Представляете, с шести-семи лет я занимался домброй по семь-восемь часов в день. Иногда я даже смеюсь, говоря родителям: “У меня даже нормального детства не было, все остальные играли, купались в море, а я занимался”. Сейчас, безусловно, не жалею об этом, а только говорю им спасибо. - Расскажите, пожалуйста, о том, как проходила подготовка к концерту “Самѕау”. Как сильно отличается формат этого мероприятия от ваших повседневных программ? - Это большой авторский проект Жании Яхияевны, который с триумфом прошел в Астане в прошлом году. Она - музыкант мировой величины, всегда идет в ногу со временем, умеет вдохновлять музыкантов. С ней приятно иметь дело. Проект “Самѕау” понравился огромной аудитории и мне в том числе. Особенность этого проекта, конечно же, новые аранжировки казахских традиционных песен. Даже кюи будут исполнены в новой аранжировке наших замечательных инструментальщиков. Это будет моим первым выходом с симфоническим оркестром. Может быть, для симфонического оркестра этот опыт может показаться чуждым. Я думаю, что получится очень интересный тандем - дирижер народного оркестра пришел в симфонический. Специфика другая, руки иные, объясняешь по-другому, звук другой. В свободное время я учу симфонию, симфонические партитуры. Это не тяжело. Главное, чтобы я смог правильно подать материал оркестру, а они, в свою очередь, должны донести произведение до слушателя. - Какой у вас подход к работе? Каким правилом руководствуетесь? - До меня на этой должности работали великие музыканты А. Жубанов, Т. Абдрашев, А. Жайымов, они были большими профессионалами, гениальными музыкантами. Конечно же, хочу соответствовать им. И главная моя цель - не обижать музыкантов, не говорить плохих вещей, а просто работать во благо музыке. Чтобы мы смогли передать нашу красивую казахскую музыку будущему поколению. - Самое ваше ответственное выступление в качестве дирижера и музыканта? - В 2010 году, когда я заканчивал колледж, проходил конкурс имени Курмангазы. У домбристов это считается самой наивысшей точкой музыкального олимпа. Например, у пианистов - конкурс Чайковского, у дирижеров - конкурс Караяна, у скрипачей, как вы понимаете, конкурс Паганини. К этому мероприятию я готовился с 11 лет. И только в 20 лет выступил на этом конкурсе и стал лауреатом. Это было очень ответственно, я отточил свое выступление. В начале произведения было волнение, но все же я выиграл главный приз. - У вас есть пример дирижера, каким он должен быть? - Конечно. Из зарубежных я смотрю Е. Мравинского, Ю. Темирканова, Г. Караяна, Б. Хейтинга и многих других. Из наших это Ш. Кажгалиев, Н. Тлендиев, А. Жудебаев. Беру самые лучшие качества от них. - Как отвлекаетесь от музыки? - Помимо музыки я обожаю смотреть фильмы, я - киноман. Люблю все жанры, особенно фантастику. Фильмы - моя слабость. - Какие у вас ближайшие творческие планы? - Осенью намечаются зарубежные гастроли в Норвегию. Также в планах новые интересные проекты. Мы всегда в поиске, чтобы зрителям и коллективу было интересно. |