|
Ольга Шишанова В этом году исполняется 175 лет со дня рождения великого сына казахского народа Абая Кунанбаева. Он, безусловно, оставил неизгладимый след в истории страны как ученый, мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор
В его стихах и прозе отразилось национальные самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа, которые позднее оценили в качестве уникального явления, названного миром Абая. О чем, кстати, в своей статье о великом просветителе указал глава государства Касым-Жомарт Токаев. Так, по его словам, когда проходила эстафета чтения отрывков из произведений Абая, в ней приняли активное участие многие - от школьников до взрослых, в том числе известных на мировом уровне людей. И благодаря этому весь Казахстан вновь изучил наследие Абая. “Это уважение к Абаю и эффективный способ воспитания будущего поколения. Я надеюсь, что челлендж чтения его стихов в честь юбилея поэта будет оживлен по-новому”, - подчеркнул президент. Другими словами, наследие Абая очень полезно, а произведения великого поэта актуальны и сегодня, тогда как его идеи всегда могут быть духовной пищей, причем для всех. Ведь он всегда будет сосуществовать со своим народом. Глядя на его работы, видно, что он всегда искренне хотел продвигать и добиваться процветания страны, и потому он в полной мере возвеличивал эту идею. При этом он говорил, что нельзя хвастаться, пока не овладеешь наукой, нельзя быть на высоте, пока не овладеешь знаниями. “Не думай о выгоде, думай о совести. Стремись знать больше”, - призывал он.
Эти выводы, по мнению главы государства, актуальны и сегодня. Даже стали еще важнее, чем когда-либо. “И наша задача - не только не отставать от прогресса, но и взять на себя инициативу”, - утверждает Касым-Жомарт Токаев. Кстати, Абай особенно подчеркивал, что одним из благих дел является изучение языка. Поэт в своей 25-й речи говорил: “Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами”. Молодые, как сказал Абай, будут приносить пользу народу, только если они полностью знакомы с наукой, уважают свой язык и действительно являются полиглотами. А еще, чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь ясный разум, умело сочетая лучшие стороны цивилизации с национальными интересами. По этой причине Абай призывал людей осваивать разные виды искусства. Он знал, что их освоение было вопросом времени и заранее говорил об этом. Даже идея формирования интеллектуальной нации может быть инициирована Абаем. Его наследие - это школа мудрого патриотизма, основа почтения страны. Потому-то нужно читать Абая и заучивать его стихи, тем более что богатое наследие поэта заслуживает этого. Таким образом великий поэт в своих произведениях возвышал цели страны и национальное единство. Также у него была идея создания справедливого общества, цивилизованного государства. Кроме того, работы Абая особо подчеркивают проблему меритократии. Он ценил человека, основываясь на его достоинствах и заслугах, а не на его статусе. Великий поэт давал верное направление казахстанской молодежи, говоря о том, что нужно “держать наравне свой разум, силу, сердце, и тогда вы будете наполнены отдельно от страны”, что человеку нужно доброе сердце кроме ясного ума и силы воли. Он рассматривал эти три понятия постоянно в единстве, считая, что первые два должны быть в подчинении. И это философия жизни казахского народа. И еще сегодня не помешало бы переосмыслить концепцию Абая о “целостном человеке”, а ученым провести новые исследования в этом направлении. То есть почему бы не раскрыть казахскую культуру и бытие через Абая? На что, кстати, указывает и Президент Токаев. Ведь почти каждое современное цивилизованное государство может похвастаться своими историческими личностями. Среди них политики, государственные и общественные деятели, лидеры, поэты и писатели, деятели искусства и культуры. Вот и у казахского народа тоже достаточно выдающихся личностей, но место Абая среди них особое. Ведь он гений казахской земли мирового уровня, что “посеял семя ума и мудрости всему человечеству”. Причем великое мышление Абая ясно отражается также и в его религиозном вкусе-понимании. Не случайно религиозные философы, которые оценили духовный кругозор Абая, уделяют особое внимание его истинному понятию “правоверный мусульманин”. Плюс ко всему Абай - замечательная фигура среди мыслителей мирового уровня, так как произведения мудрого поэта могут обогатить духовную жизнь не только казахов, но и, как упоминалось выше, всего человечества. Потому что содержание произведений Абая полно общечеловеческих ценностей. Его слова назидания являются и общим достоянием народов мира.
Нур-Султан |