|
Ольга Шишанова Несколько недель назад столичный театр “Астана Опера” приступил к работе над оперой Гаэтано Доницетти “Дон Паскуале”, премьера которой должна была состояться в первой декаде апреля. Однако в связи с коронавирусом репетиции и демонстрация спектакля перенесены на более поздний срок
Тем не менее нам бы хотелось рассказать об одной из самых прославленных работ композитора, которую планировали исполнить в камерном зале театра PICCOLO. Постановщики собираются перенести действие в современность, знакомые всем герои будут шутить, устраивать розыгрыши, как и положено в комедийном жанре. Задачу сделать этот спектакль эффектным с точки зрения художественного оформления возложили на сценографа Манану Гуниа, известную столичной публике по работе “Шелковая лестница”, премьера которой с большим успехом в прошлом году открыла камерный зал театра PICCOLO. Ее коллега - художественный руководитель постановки и консультант по вокалу Алла Симонишвили - будет оттачивать мастерство пения с артистами.
Сюжет спектакля достаточно простой. Он хорошо известен по многочисленным литературным произведениям, да и на театральной сцене его разыгрывали начиная с XVI века как в классических комедиях, так и в опере-буффа. Так, столичная публика встретится с главными персонажами - стариком Доном Паскуале, его молодым племянником Эрнесто, хитрецом доктором Малатеста и красавицей Нориной. Она-то и есть движущая сила всей истории. Богатый и скучный старик хочет на ней жениться, потому что молодая девушка изысканно красива и невероятно умна, но бедна. При этом Норина влюблена в другого человека. И в этом треугольнике рождаются все недоразумения и забавные ситуации.
- Несмотря на то, что сюжет достаточно простой, сама постановка будет намного глубже. Как и в музыке Доницетти, в которой не все лежит на поверхности, в нашем спектакле эта история представляет собой сложную палитру образов и человеческих взаимоотношений. Однако для зрителей комедия в любом случае останется комедией: будет много комичных ситуаций, смешных моментов, но за этим первым впечатлением веселого и развлекательного спектакля скрыт глубокий смысл, который постепенно раскроется для всех как сложная драма. Мы дадим зрителю возможность думать и анализировать. Это, на мой взгляд, самое ценное в театральном искусстве, - рассказала режиссер-постановщик Наталья Кагадий. - С ментальной точки зрения наша постановка соответствует мышлению современного человека, в ней будет очень много визуального ряда, мы используем различные находки, идем в ногу со временем. Человеческий мозг находится в постоянном потоке информации, здесь тоже будет поток действия и много поводов для того, чтобы зритель задумался, начал анализировать увиденное на подсознательном уровне. Напомним, что публика всего мира любит “Дона Паскуале”, потому что Доницетти удалось донести реалистичную двойственность ситуации и подлинные человеческие эмоции даже в рамках выбранного жанра. Минорное прощание “Все кончено, Дон Паскуале, не стоит биться головой о стену. Мне в жизни ничего не осталось, кроме как пойти и утопиться” произносится стариком после того, как Норина ударяет его. Однако она сожалеет о содеянном и понимает, что зашла слишком далеко. Но даже счастливый финал не может скрыть того, что дальнейшая участь Дона Паскуале - это одиночество. Любопытно, что все исследования по истории оперы расходятся относительно числа опер, написанных самим Доницетти. Они также расходятся относительно порядкового номера “Дона Паскуале”. Одни историки говорят, что это 64-я опера композитора, другие - 65-я, третьи - 67-я. Наконец, они также расходятся в том, сколько времени заняло сочинение всей оперы. Одни утверждают, что одиннадцать дней, другие - две недели, третьи - три недели. Но все сходятся в том, что оперу Доницетти сочинил невероятно быстро. А еще историки оперы единодушны кое в чем более существенном. Все они признают, что это самое замечательное творение Доницетти, оно даже лучше, чем “Лючия ди Ламмермур”, “Любовный напиток” или “Дочь полка”, написанные им. В опере ни на мгновение не угасает кипучая энергия, мастерское остроумие, и при этом совершенно отсутствует всяческая аффектация. Соответственно, говорят музыкальные критики, при достойном исполнении это произведение доставляет большее удовлетворение, чем любое из более ранних и менее гармоничных созданий маэстро. Ну а сжатое развитие интриги отражается и на музыкальной структуре, восходящей к Гайдну, Чимарозе, Паизиелло и Россини, но освеженной современными танцевальными ритмами - мазуркой, вальсом, галопом. Из этого же складывается и “магическая сила” Норины, до нее далеко “заплесневелым эликсирам старых любовных историй”. Одновременно опера почти лишена явно карикатурных, броских образов, будучи вместе с тем очень сочной. Хотя сам образ дона Паскуале и доведен композитором до пределов комедийности.
Нур-Султан |