|
Ольга Шишанова В одном из самых известных исторических зданий столицы - доме купца Кубрина - прошла выставка, которая всколыхнула память не только горожан, но и самого города
Недаром название экспозиции “Ретроспектива” вполне соответствовало ностальгическим ноткам старожилов, хотя само здание, требующее серьезной реставрации, давно должно было стать музейным экспонатом и встречать гостей тишиной и историей, а не многочисленными передачами его из рук в руки.
История этого дома, построенного в 1912 году, обросла легендами и тайнами, как и сама жизнь купцов Кубриных. Историческая и фамильная драма их состоит в том, что через несколько лет после начала Октябрьского переворота счастливое семейное гнездо превратилось в Первый дом советов, затем - в учреждение ОГПУ, НКВД и наконец перешло в руки советской милиции. Чуть позже в особняк переедет городской отдел образования, затем он станет принадлежать городскому Дому пионеров. И только в середине 1960-х годов комплекс бывшего купеческого особняка передадут под областной историко-краеведческий музей, и здание, кажется, как живой человек, вздохнет свободнее. Потому что после всего испытанного и пережитого это было единственным разумным выходом - и монументальный комплекс вроде как даже слегка отреставрировали. Впрочем, длилось это, к сожалению, недолго. Последние два десятка лет историческое наследие города снова находилось “под офисом”. И, попав сегодня внутрь здания, повторим, сразу бросаются в глаза его неухоженность и “осыпаемость времени...”. Так что, если в ближайшие пару лет не проведут реставрацию, то один из самых когда-то роскошных особняков рискует превратиться в пыль столетий. Точно так же, как и вся дореволюционная купеческая жизнь, которая, если бы не городской архив, канула в Лету. Ведь история не щадит никого, и пусть рукописи не горят, а настоящее искусство, говорят, бессмертно, однако все подвержено влиянию времени. Так что зрителю предстояло самостоятельно задуматься о том, как относиться к забытым главам городской истории. Тогда как уцелевшие артефакты во многом благодаря работе сотрудников городского архива до сих пор служат напоминанием о необходимости документирования и переосмысления не только исторической архитектуры города, но и его разрушающегося монументального искусства. Пока не стало слишком поздно.
Однако, как бы там ни было, многочисленные фотографии, документы и даже древние артефакты стали героями в залах экспозиции, которая оказалась посвящена любимому городу. Кстати, по некоторым данным, Акмолинску-Целинограду-Астане-Нур-Султану скоро исполнится две сотни лет. Неслучайно улицы, дворы и окраины старого города бережно хранят в себе воспоминания многих и о многом. Достаточно только вслушаться, чтобы даже среди новостроек и обновленных фасадов в порывах степного ветра услышать историю старого Акмолинска. Впору стать городскими кочевниками и отправиться на поиски ауры прошлого, исторической правды. И первое, что попадется на пути, - черный тополь, которому, по местным легендам, более 120 лет. Растет он на берегу в старом парке, нависая над набережной седого Ишима, который за прошедшие десятки и даже сотни лет многое повидал на своих берегах. Кстати, старый городской парк долго называли Кубринским. Жаль, что в угоду пришедшей власти после 1917 года это название было безвозвратно забыто и утеряно. Собрату тополя - старому вязу, что украшал собой центр города, повезло меньше. Полгода назад подрядная организация столичного акимата без разрешения управления охраны окружающей среды и природопользования спилила старый вяз возле Российского центра науки и культуры. Это дерево было, возможно, последним деревом из бывшего Кубринского сада, который находился между особняком и магазином купцов Кубриных. Непонятно, чем руководствовались при этом городские власти, безжалостно уничтожая историю так, будто вверенный им город совсем не родной. Впрочем, и у паркового тополя тоже до сих пор нет никакого охранного статуса. Сегодня он скрыт забором, и дальнейшая судьба его неизвестна.
Так же, как неизвестна судьба тех, кто изображен на старых артефактах - фото экспозиции в залах особняка. Большинство из них - парадные, люди на них довольные и счастливые, как и на расположенных тут же открытках. А еще в экспозиции старые, ценные, безумно дорогие по всем меркам репортажные снимки из коллекции Нурмухамата Имамова. Рядом - уникальные фото американца Лоренса Шервина, который побывал на сельскохозяйственной международной (!) выставке в старом Целинограде в 1978 году и оставил после этого городскому архиву ворох цветных снимков - простых, естественных, добрых звоночков из прошлого... Вот только сумеем ли и мы точно так же передать свое сегодняшнее и настоящее будущему, которое с каждым прожитым днем становится прошлым, тесно сплетаясь с канвой истории родного, старого, любимого города...
Акмолинск - Целиноград - Астана - Нур-Султан |