Ольга Шишанова В Национальном музее РК открылась групповая выставка именитых казахстанских художников “Многоликий символизм”, в которой все вариации современного символизма оказались представлены в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства: от знаковой живописи и графики до ювелирных артефактов этноавангарда
Выставленные художники в своих творениях демонстрируют казахстанский колорит, мифологию, древние верования и современные культурные приоритеты жителей Великой степи. Авторы работ - известные художники Казахстана, члены Союза художников РК Сембигали Смагулов, Сержан Баширов, Зейналхан Мухамеджан, Ералы Оспанов, Садыр Карибай и Оразбек Есенбаев. Эти имена хорошо известны как на территории Казахстана, так и за его пределами. Мастера активно в международных симпозиумах и выставках, в течение многих лет представляя линию символизма в казахстанском искусстве.
По словам директора музея Арыстанбека Мухамедиулы, “сегодняшний вернисаж имеет весьма большое значение, так как искусство Казахстана известно во всем мире и занимает достойное место в мировой культуре. Поэтому на мероприятии объединились не только известные люди искусства, но и их оригинальное восприятие, мышление, благодаря чему и организовали столь насыщенную выставку”.
И действительно, по мнению искусствоведов, творчество перечисленных художников базируется на национальном художественном языке, сформированном на знаково-символической системе казахской традиционной культуры. Вместе с тем культурные универсалии символизма очень популярны и в мировой практике современного искусства. Так что не случайно посредством изобразительных возможностей символизма казахстанские художники погружаются в историю и философию жизни предков, таким образом идентифицируя самих себя в современном художественном процессе. Причем у каждого участника выставки свой пластический язык, индивидуальный творческий почерк, свой поиск художественной правды. Об этом не преминул заметить мэтр живописи и декоративно-прикладного искусства Зейналхан Мухамеджан:
- Мы давно планировали провести с коллегами совместную выставку в Национальном музее. И очень рады, что это свершилось. Слово “символизм” означает таинственный, загадочный, в нем полно скрытого смысла. Мы предлагаем вашему вниманию свои работы в этом направлении и надеемся, что наши произведения подарят зрителям приятную духовную пищу. Кстати, сам Зейнелхан Мухамеджан, а точнее его творчество, представляет оригинальное художественное направление, которое скорее следует обозначить как прикладное декоративное искусство. Пусть даже большинство критиков и искусствоведов причисляют его именно к живописцам.
Так, еще в 1986 году благодаря жене Гульжан Кусман этот монгольский казах, как сам себя определяет Мухамеджан, создал оригинальное арт-направление - “биз кесте”. Это особая техника вышивки, основанная на древней казахской технологии вышивания крючком. Благодаря этой технике Зейнелхан Мухамеджан до сих пор создает оригинальные гобеленовые картины, в которых в метафорах и архетипах представлена жизнь Великой степи. Такое своеобразие культуры и традиций кочевников представлено в его картинах “Похищение девушки”, “Кобыз-аныз”, “Мелодия степи”, “Беркутчи”, “Атамекен”, “Знаменосец”, “Култегин”. При этом отдельная тема его мастерства - это мироощущение, верования и мифология казахов. Ее презентуют такие полотна художника, как “Шаман”, “Древний мотив”, “Влюбленные”, “Муза”, “Знаки степи”.
И это не случайно. Высокая популярность этнографических сюжетов в современном изобразительном искусстве Казахстана позволяет говорить как об этнической мобилизации в изучаемом художественном творчестве, так и о возможности исследовать этот процесс, используя произведения изобразительного искусства экспонируемых мастеров в качестве этнографического источника. Авторы анализируют окружающую их действительность, выдавая затем целый ряд произведений живописи, дизайна, декоративно-прикладного искусства, выделяя этнически маркированные сюжеты и характерные черты изобразительной манеры каждого, соотносящиеся с этнической тематикой, историей, мифологией, культурным наследием Казахстана. Отсюда обращение художников к этнографическому жанру, предельно условному героическому прошлому, часто с пренебрежением к хронологии, стремление к стилизации, помещению сюжета в узнаваемый ландшафт - степь, предгорья, обилие этнических маркеров, особенно популярный мотив дороги как один из символов кочевника. А общее в изобразительной манере символизма, объединяющее выставленных мастеров, - подчеркнутая декоративность и непременное мажорное звучание. Хотя в трансформирующемся обществе реконструирование этничности может воплощаться в искусстве по-разному: от примирительного героико-патриотического визуального повествования до обращения к повседневности и даже к трагическим страницам собственной истории. Не случайно все творения несут в себе особый мистический код в различных образах и орнаментах, которые и создают картину духовного мира кочевников. Добавим, что выставка продлится до 28 февраля.
Нур-Султан |