|
На малой сцене Государственного академического русского театра драмы имени Горького состоялась премьера спектакля английского драматурга Мартина Макдонаха "Человек-подушка". Режиссером, художником-постановщиком и музыкальным оформителем спектакля выступил Игорь Седин, который накануне премьеры любезно ответил на вопросы нашего издания в эксклюзивном интервью
- Игорь Викторович, что для вас труднее, что интереснее - быть режиссером или все-таки выступать в качестве актера? Одно другому помогает или мешает?
- Когда я поступил учиться на режиссуру, мой педагог Елена Шангина, ученица известного московского режиссера Андрея Гончарова, сказала, что невозможно быть хорошим режиссером, если вы не знаете актерскую профессию. В том плане, как режиссер может что-то требовать от артиста на сцене, сам при этом не понимая, что ему нужно? Потому что иногда в процессе режиссер, например, должен, когда актер чего-то не может выполнить в соответствии с определенными требованиями той или иной роли, выйти на площадку и показать, что конкретно требуется сделать. И мне в такой ситуации, тот факт, что я, будучи актером, занялся профессией режиссера, помогает. Плюс я считаю, что уже давно перерос некую планку, и мне сегодня нравится заниматься больше разбором материала, с которым я работаю, нравится работать с актерами, открывая новые грани актерской профессии, как и новые грани произведения. Потому что я постоянно повторяю актерам - для меня наиболее интересный процесс заключается в постановке спектакля, а профессия режиссера заставляет вглядываться в запятые, в многоточия, в восклицательные знаки. Когда начинаешь акцентировать на этом внимание, понимаешь, что все подводится к определенному заключению. Скажу больше - я сейчас тяготею к ремеслу режиссера, считая, что мне уже есть что сказать, как и показать свой внутренний мир.
- Вы выступаете не только в качестве режиссера, но еще и художника-постановщика, а также уделяете внимание звуковому сопровождению спектакля...
- Все потому, что моя методика заключается в том, что, разобрав материал, я уже выстраиваю картинку. И да, если бы я еще умел отлично рисовать, я бы, наверное, создал ко всему прочему и костюмы для персонажей. Но все впереди, кто знает, может быть, возьмусь со временем осваивать и эту область. Потому что мне нравится созидать, я люблю создавать свой мир. Но для того, чтобы работать с кем-либо в соавторстве, необходим очень теплый и сплоченный тандем, чтобы мы дышали одновременно, одинаково все понимая и воспринимая. Однако сейчас у меня пока нет таких единомышленников, и потому я дышу сам, мне пока так нравится. Хотя вполне возможно, что в будущем кто-то заинтересуется моими работами, кто-то захочет со мной сотворить какой-либо совместный проект, а значит, подышать со мной одним воздухом. И еще я люблю мелочи в постановках, из которых, как вы знаете, все и складывается. У меня все предметы на сцене должны работать, все, что есть на площадке. Я продумываю каждую мелочь, и каждый актер должен с этим взаимодействовать - иначе зачем нужен весь этот антураж?
- Для вас это первая постановка на малой сцене?
- Да, до этого у меня таких постановок не было. И мне было интересно самому освоить эту площадку, попробовать все новое, создать свой, особый мир - ведь это малая сцена, здесь зритель находится совсем рядом, соответственно, не должно быть никакого пафосного вещания. Наоборот, общение должно быть камерным, приземленным. Чтобы зритель, перешагнув решетку, отделяющую его от сцены, моментально оказался там, внутри, с актерами.
- Несмотря на вашу дотошность и вашу любовь к мелочам, вы слывете креативным человеком - и как режиссер, и как актер. В чем выражаются эти противоположные качества?
- Это все у меня в голове. Как говорят, фантазия - она не рождается, ты видишь ее либо во снах, либо где-то подглядел в реале. То есть пусть человек и фантазирует, на самом деле все это - увиденное и услышанное им где-то ранее. Что касается креатива - это мой мир, мне кажется, что я просто так существую. Если этот мой мир кому-то понятен или хотя бы интересен, меня это радует. Я стараюсь, чтобы на площадке все было смотрибельно, а главное, чтобы было интересно зрителю. Чтобы он, придя в театр на мою постановку, почувствовал и увидел, какой мир мне нравится. Работы у меня разные, и вот эту пьесу Макдонаха "Человек-подушка" я прочел лет семь назад. Меня настолько потряс этот автор, что я в один день скачал все его пьесы из интернета и весь день штудировал их. Для меня это стало шоком, я не мог осознать - как можно такое писать? Но потом, когда возвращается осмысление, тебя снова тянет перечитать его произведения. Я остановился на пьесе "Человек-подушка", начал ее разрабатывать в режиссерском плане и, наконец, принес эту идею для воплощения в театр.
- Что вы хотели донести до зрителя? И что у вас получилось, как вы думаете?
- Для начала я должен был пропустить это произведение через себя, причем неоднократно. И был очень рад, что постановку воплотил именно сегодня, а не ранее. Совпал у меня и актерский состав, то есть мне было несложно распределить артистов по ролям. И за короткий срок - а работать над спектаклем мы начали 4 января - у нас вырисовалась общая канва, правда, артистам до сих пор приходится штудировать 79 страниц печатного текста. Но я не любитель постановок "по-написанному", мне не нравятся ремарки - ведь автор видел этот мир по-своему, тогда как я считаю, что любая цель может быть достигнута разными путями. Это дает мне возможность неординарно интерпретировать текст произведения, поиграть с ним. В результате даже вопросительные предложения или восклицательные у меня приобретают часто совсем иное звучание и, соответственно, значение.
- Ваши ближайшие творческие планы?
- Я до сих пор болен "Крейцеровой сонатой" Толстого. Кому-то это произведение кажется скучным, но я считаю, что тема, которая в нем звучит, - очень болезненная, тревожная, поскольку касается вечных взаимоотношений мужчины и женщины, борьбы полов, доминирования одного человека над другим. Но к воплощению я приступлю только после того, как вернусь из России, куда меня сейчас пригласили в качестве сценографа на постановку сказки "Волшебник изумрудного города"...
Нур-Султан |