|
Ольга Шишанова Главный театр страны “Астана Опера” готовится отметить 250-летний юбилей музыкального гения Людвига ван Бетховена мировой премьерой балета, посвященного творчеству выдающегося композитора. При поддержке Минкультуры и спорта РК в феврале покажут спектакль в постановке известного немецкого хореографа Рауля Раймондо Ребека. По словам хореографа-постановщика, он был восхищен жизнью и деятельностью гениального композитора. Бетховен был первым классическим музыкантом, который еще в детстве увлек Раймондо Ребека в бесконечно прекрасный мир искусства. Добавим, что художественный руководитель балетной труппы “Астана Опера” - Алтынай Асылмуратова, дирижером-постановщиком выступит Абзал Мухитдинов, главным хормейстером - Ержан Даутов
- Господин Ребек, что в этом балете, по вашему мнению, поможет зрителю понять ту далекую эпоху, в которой жил и творил Бетховен? - Его жизнь была сложна и одновременно масштабна: он создал более 600 музыкальных произведений. Выбрать правильные моменты из его биографии, чтобы они были интересны широкой публике, достаточно непросто. Поэтому я решил начать с его семьи, показать обучение, образование, которое Бетховен получил, будучи ребенком, а также зрители смогут увидеть уже состоявшуюся личность композитора, его вращение в светских кругах Вены. Думаю, эту сторону поможет раскрыть картина венского бала, демонстрирующая связь Бетховена со знатью, с дворянским сословием. Меня как артиста увлекала еще и тема его болезни - глухота, которая, в принципе, никак не могла сочетаться с профессией композитора. Для меня это все равно что быть слепым хореографом. Так, мы увидим одного из героев балета - Глухоту, вместе с ней неразрывно идут два других персонажа - Любовь и Вдохновение. Ну, а закончим балет Симфонией №9, которая несет смысл всемирного, общечеловеческого характера его музыки. Важно отметить, что Бетховен начал свою карьеру как пианист и только позже прославился как композитор. Таким образом, убранство сцены будет выдержано в черно-белом цвете как фортепианная клавиатура. Впрочем, эта эстетика повторится и в костюмах героев, только Любовь примерит красный наряд. Эти цвета представляются для меня чем-то вневременным, вечным, нестареющим. Хочу, чтобы этот балет можно было посмотреть через 10 лет и люди сказали: это современно. Прямые линии - самые вечные, неподвластные времени, они спасают от вычурности вокруг. Постановка должна стать универсальной для всех. Так же, как и музыка Бетховена универсальна - не имеет возраста и неподвластна времени.
- Герои вашего балета - фигуры абстрактные, как они получают физическое воплощение? - Мне нравится увлекать фантазию публики, заставлять зрителей думать. Например, человек выглядит очень болезненно, приблизительно так может выглядеть сама болезнь. Из таких ассоциаций рождаются герои моих балетов. - Что составило музыкальную основу этого балета? - Это была самая сложная часть работы: ушли месяцы, чтобы найти музыку. Мне хотелось завершить балет Симфонией №9, в которой, как вы знаете, поют хор и солисты, но было желание, чтобы артисты хора появились на сцене не только в конце вечера. Я искал для них произведение и нашел “Торжественную мессу”, о которой сам Бетховен говорил, что это одно из лучших его сочинений, именно оно и прозвучит в начале спектакля. Очень люблю фортепианную музыку, особенно Сонату для фортепиано №5, дающую возможность выразить эмоции. Это подходит для любовного дуэта, также мы включили в спектакль знаменитую “Лунную сонату”. Но не только музыка маэстро вошла в этот балет. В то время, когда жил Бетховен, и Моцарт был уже очень знаменит. В венском обществе слушать его музыку было очень модно. Это можно сравнить с тем, как если бы вы сегодня пошли в клуб, где исполняют все хиты. В сцене Венского бала у нас есть также музыка Моцарта и Гайдна, поскольку Гайдн был одним из учителей Бетховена. Он имел большое влияние на него как композитора. Чтобы показать болезнь и глухоту, мы использовали новые, созданные для этого балета, произведения немецкого композитора Дирка Хаубриха. Это аранжировки, которые будет играть не оркестр, они идут в записи. - Какова хореография этого балета, возникают ли трудности у артистов при ее исполнении? - Первое правило, которое я использую в работе, - это эстетика и история. Движения артистов должны создать атмосферу, помогающую понять смысл этого балета, их задача - показывать эмоции, передавать чувства, актерски взаимодействовать в дуэтах. Поскольку это мой второй опыт работы с труппой “Астана Опера”, все происходит значительно быстрее, потому что артисты понимают меня, мои требования. Постановка очень масштабная, надеюсь, у нас все получится. Что касается хореографии, в основном я использую современную хореографию, которую перемежаю с элементами классического балета.
Нур-Султан |