|
Ольга Шишанова В Русском театре драмы имени Горького прошла премьера спектакля “Женитьба” по произведению Николая Гоголя, вызвавшая большой интерес у зрителей. Комедию поставил известный режиссер из Казани Туфан Имамутдинов. Любопытно, что в день премьеры спектакль посетили его коллеги из Москвы - директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок и народная артистка РСФСР Людмила Максакова. Напомним, эта постановка стала первым премьерным спектаклем 119-го театрального сезона, представшим перед зрителем в родном здании, в отреставрированном малом зале
Вот уже двести лет пьесы Гоголя занимают особенное место в ряду шедевров мировой классики. И в этом случае выбор пьесы “Женитьба” продиктован актуальной во все времена темой брака. Гоголь начал работу над этой комедией, называвшейся первоначально “Женихи”, в 1833 году. А уже в мае 1835-го он читал Погодину отрывки из пьесы “Провинциальный жених”, где действие происходило в деревне, в ней уже были намечены основные герои и сюжетные линии. Однако примерно в то же время комедия приобрела уже окончательное название “Женитьба”, и ее действие Гоголь перенес в Петербург. Считается, что, определив место действия пьесы в этом городе, Гоголь значительно усилил ее социальное звучание. И не только тем, что вместо одного помещика показал трех чиновников, а главным образом тем, что все действующие лица пьесы оказались вполне на своих местах и в соответственном социальном окружении.
При этом Гоголь не становился на сторону кого-либо из своих героев. Галереей женихов он показал, как выявляют себя в таком обычном житейском деле персонажи разных социальных прослоек, какими именно способами выражают они свою пошлость или пустоту. И это только небольшой уголок их жизни, но до того ярко освещенный, что он бросал свет и на другие области их деятельности, в пьесе не показанные. Ведь если в вопросах брака гоголевские герои таковы, какими их показал автор, то что же говорить о других, более обыденных моментах их жизни? И тут, как и в профанируемом в комедии мещанском браке, говорит первым делом расчет, иными словами - купля-продажа. Значит, ложно устроены эти люди, говорил Гоголь, ложны основания, на которых строится их жизнь. Потому-то рассказать о таком важном событии в жизни, но уже современного человека, и взялся казанский режиссер-постановщик комедии “Женитьба” Туфан Имамутдинов. Современное прочтение пьесы Гоголя воплотилось им в образном решении спектакля. Режиссер решил исследовать эволюцию человеческих чувств в информационно-технологичном мире. Классический сюжет пьесы развернулся в ритме современного офиса, что усиливает остроту проблемы. Офис, по мнению и задумке режиссера, это олицетворение пространства, где вымываются эмоции и чувства, а люди, погрузившиеся в эту систему цифр и графиков, оставляют личную жизнь на втором плане, что влечет за собой вытеснение или даже исчезновение живых человеческих отношений. Потому-то попытки свахи Феклы Ивановны женить Подколесина, преуспевающего служащего, остаются тщетными. На примете у Феклы есть незамужняя бизнес-леди Агафья Тихоновна, но нерешительный жених колеблется - он до конца не уверен, стоит ли связывать себя брачными узами. Его проворный друг Кочкарев выгоняет сваху и начинает настойчиво устраивать сватовство. Он ловко устраивает знакомство Агафьи с Подколесиным. Но даже ощутив настоящее, подлинное чувство любви, Подколесин не способен справиться с ним. Казалось бы, счастье возможно, но в последний момент жених сбегает от невесты. Так что режиссерское осмысление семейного устройства с помощью гоголевского сюжета представляет случай с Подколесиным как возможность показать страх человека перед искренними чувствами, любовью и ответственностью, боязнь потерять комфортную беззаботную жизнь. Любопытно, что в 1868 году на сюжет этой пьесы композитор Мусоргский написал оперу. И в заключение несколько слов о режиссере-постановщике. Туфан Имамутдинов является главным режиссером Казанского государственного театра юного зрителя. В 2010 году он окончил Елабужское училище культуры и искусства, режиссерский факультет, а в 2011 году - ГИТИС. Занимался постановкой спектаклей в театре “Современник”, МХАТе имени Чехова, Московском академическом театре имени Маяковского, Московском театре наций, Национальном театре Румынии, а также в новосибирском государственном драматическом театре “Старый дом”. По мнению театральных критиков, выбор этим режиссером пьесы Гоголя “Женитьба” для постановки в столичном драматическом театре явился еще одним ярким свидетельством того, что она остается актуальной во все времена. Да и вообще, говорят, что “Женитьбу” в его исполнении легко и приятно описывать: изобретательные образы запоминаются, будто отпечатываясь на сетчатке, и легко формулируются. Действие стремительно и динамично, аттракционов много, но они грамотно разложены на полтора часа сценического времени, которые пролетают незаметно. Во время которых, если внимание зрителя ослабевало, режиссер тут же “извлекал из шляпы очередного кролика”.
Нур-Султан |