|
Ольга Шишанова Накануне Нового года в театре “Астана Балет” показали балет-сказку “Золушка” на музыку Сергея Прокофьева. Долгожданная премьера имела невероятный успех. Спектакль встретили бурными овациями и восторгом как детская, так и взрослая аудитории
Билеты на спектакли всей премьерной серии распродали за месяц до премьеры. По словам директора театра Александра Совостьянова, “в репертуаре театра это вторая новогодняя сказка, у нас уже есть прекрасный балет “Щелкунчик”. Теперь “Золушка”, я надеюсь, оставила сильнейший след в новогоднем настроении гостей и жителей нашего города. Нас очень радует солд-аут на первые дни премьеры. Но на 7 и 8 января билеты еще есть”. Напомним, что это первое воплощение знаменитой сказки Шарля Перро на балетной сцене Казахстана. Хореографом-постановщиком выступила Надежда Калинина, лауреат и призер множества международных конкурсов и фестивалей. “Мне было очень приятно и ответственно принять приглашение осуществить постановку балета “Золушка” со сложнейшей музыкой Сергея Прокофьева. Балет у нас в двух действиях, а не в трех, как написано композитором. Было сложно отсекать какие-то потрясающие музыкальные фрагменты. Это первый спектакль с подобным масштабом в плане декораций, в котором задействовано такое большое количество людей”, - поделилась хореограф.
Сказочное настроение спектакля создавали красочные декорации и костюмы художника Сергея Новикова, а благодаря световому оформлению и видеопроекциям каждая новая сцена в постановке была ощущением реального путешествия по страницам волшебной книги. “Театр проделал колоссальную работу. Стояла задача воплотить в реальность главную идею оформления спектакля - дневник маленькой девочки, ее мир фантазий”, - рассказал мастер. Потому-то спектакль одного из лучших хореографов современности и отличает грандиозный размах во всем: в выборе музыкальной партитуры (хореограф отбирает самые яркие фрагменты из балета Сергея Прокофьева), масштабности декораций, зрелищности видеоконтента, разнообразии образов персонажей. Так, зрителей ожидала встреча со сказочным миром, в котором большой воздушный шар взмывает над сценой, а двухметровые яркие бабочки завораживают своим полетом. Не зря в декорационном цехе “Астана Балет” на протяжении месяца шла напряженная работа по созданию сценического оформления. Силами сотрудников столичного театра поражающие воображения эскизы художника-постановщика Сергея Новикова воплощены в реальность.
“Это фантазийный спектакль, который одинаково интересен и детям, и взрослым. Мы хотели создать сказочный балет для всей семьи. Так появился сюжет с книгой, которая попадает к маленькой девочке, воображение которой разыгралось до такой степени, что отправило ее в путешествие в волшебный мир. Каждый персонаж в нем - часть этой книги, поэтому костюмы артистов неотделимы от сценографии: во всем прослеживается книжная тематика”, - подтвердил Сергей Новиков. Основные декорации - раскрытые тома, они сменялись в каждом акте. По задумке художника у каждой из трех книг есть свои “фишки”. Высота одной достигает семи метров, и во время действия балета она то и дело меняла свое расположение; в другой персонажи парили над страницами, которые словно застыли в момент перелистывания.
В этом спектакле, как отмечает заведующий декорационным цехом Жандос Омаров, использовали как мягкую, так и жесткую декорации, реквизиты и мелкую бутафорию. По словам специалиста, “Золушка” стала самым масштабным и сложным спектаклем в репертуаре театра, требующим максимальных технических возможностей. “Особенностью этих декораций стало то, что они не просто визуально обрамляли спектакль, а были довольно функциональными - перемещались по сцене, светились, а иногда и летали. Поэтому мы особое внимание уделили безопасности. Декорации должны были быть надежными и крепкими, но в то же время максимально облегченными, чтобы снизить нагрузку на балетный пол, а также с легкостью разбираться на детали для последующей транспортировки в случае гастрольных выездов”, - подчеркнул он. По словам мастеров бутафорского цеха, реквизит к балету изготавливали вручную: книги, бокалы, подсвечники. Помимо этого перед ними стояла задача подготовить около 160 головных уборов. Оригинальные шляпки в виде страниц из книги, елок и короны создавали из сталистой проволоки, затем обтягивали сеткой или тканью и украшали камнями. По словам мастеров, сложнее всего далось изготовление головных уборов воронов, поскольку каждое перышко, причем настоящее, необходимо было “сажать” на клей, что само по себе довольно кропотливое и трудоемкое занятие. А вот на создание одного костюма, по словам заведующей цеха Натальи Протасовой, уходило по полтора дня. “Мы сами создавали наборные ткани, собирали полотно для пошива, разрезали искусственную кожу на полоски, сшивали их и только потом делали крой и изготавливали из них костюмы”, - рассказала Наталья Протасова. Что касается знаменитых хрустальных туфелек Золушки, их заменили на классические пуанты, украшенные сверкающими стразами, в свете софитов их сияние с легкостью можно было принять за сказочные хрустальные башмачки. Добавим, что в постановке задействовали всю балетную труппу, а еще учащихся и студентов Казахской академии хореографии. Партию Золушки исполнили Татьяна Тен и Назерке Аймухаметова, Принца - Казбек Ахмедьяров и Сундет Султанов. В скором времени сказочный балет увидят и в других городах Казахстана: с 20 по 23 февраля театр “Астана Балет” посетит с гастролями и Алматы.
Нур-Султан |