|
Ольга Шишанова Столичный театр “Астана Опера” 6 января представит новый уникальный проект главного дирижера театра Алана Бурибаева. Оперно-симфонический концерт “Письма из Италии” расскажет о великих композиторах через письма, которые они писали в период пребывания в удивительной стране - Италии
- Как появилась идея провести столь необычный концерт? - На протяжении всей творческой жизни я всегда тщательно изучаю биографический и исторический материал при подготовке всех произведений, которые исполняю. Очень интересно, что у каждого из великих композиторов прошедших эпох было колоссальное эпистолярное наследие. Искусство писать письма, и я делаю здесь акцент на слово “искусство”, это именно то, что люди очень ценили и относились как к необычайно дорогому умению. В эпоху до электронных писем, до текстовых сообщений каждое письмо являлось как маленькое произведение искусства со своими канонами. Лучшие образцы писем могут принадлежать отдельному жанру литературы. Я знаю это по своей семье, поскольку мой прадед Ахмет Жубанов был основательным человеком - он никогда не писал один экземпляр письма. Делал он это на печатной машинке, и у нас дома до сих пор хранятся его письма моему ата Булату в Москву, своей дочери Газизе. Он всегда печатал два экземпляра одного и того же письма. При этом один экземпляр оставлял у себя. В то время люди относились с большим уважением к такой простой вещи - писать письма.
А еще я люблю предварять свои концерты вступительным словом, читая при этом “тонну” корреспонденции великих композиторов со своими издателями, друзьями, членами семьи, критиками. В этом прослеживается, в первую очередь, и характер самого композитора, человека, который потом угадывается и в нотах, и в музыке. А также можно почувствовать и дух эпохи, увидеть, как люди писали тогда письма. Так что идея этого концерта зародилась именно от изучения писем. Я подумал, почему бы не сделать так, чтобы сами композиторы рассказали немного о себе, о той эпохе, о тех произведениях, то есть сказали бы не только своей музыкой, но и собственным голосом, который доносится из строк ушедших писем. И объединяющей темой всего этого стала Италия. - Почему именно эта страна? - Потому что это страна, где родилось искусство, каким мы его понимаем сегодня. Все любили Италию - великие художники, композиторы, писатели приезжали на эту прекрасную землю черпать вдохновение. Мы можем прочитать в письмах, например, у Бизе, что за короткий срок здесь он узнал очень много нового. Или Чайковского вдохновляет Римская пинакотека и Сикстинская капелла, но при этом под воздействием впечатлений от итальянских работ он пишет симфонические и оперные шедевры, вошедшие в золотой фонд русской классики. Именно Италия является колыбелью искусства и вдохновения для многих совершенно разных между собой людей. Некоторые из них встречались между собой, некоторые нет, и впечатления у них разные, но никого из них Италия не оставляет равнодушным. Кроме того, Италия - страна солнечная, и мне хотелось в январе представить нашим слушателям что-то очень теплое, даже жаркое и радостное. - Эпистолярный жанр - жанр закрытый, есть темы, которые могут быть интересны не для всех, вы как-то отбирали эти письма? - Действительно, не каждое письмо можно прочитать на публике. Есть какие-то вещи только для конкретного адресата, какие-то письма чрезвычайно интимны, порой что-то и не нужно читать вообще. Меня же интересовали впечатления людей об Италии. Наша задача не в том, чтобы сделать литературный вечер, а в том, чтобы письма пролили свет на личность самого композитора, и его музыка воспринималась бы людьми сквозь призму прочитанного и только что услышанного. - Уникальность предстоящего вечера еще и в том, что вы будете исполнять чрезвычайно редкую вещь, которую практически не играют сегодня нигде в мире, - балетную музыку из оригинальной французской версии оперы “Дон Карлос” 1867 года Джузеппе Верди... - В театре “Астана Опера” идет миланская версия 1884 года, написанная на итальянском языке, в которой уже не стало балета. Потому что музыку для балета написали специально для французской оперы 1867 года для премьеры в Париже. Композиторы, писавшие оперы для “Гранд Опера” или “Гранд Бутика”, как иронично называл этот знаменитый театр сам Верди, просто обязаны были писать музыку для балета, и всегда во втором акте. Я же захотел исполнить балетную музыку из версии 1867 года не только для того, чтобы показать раритетного Верди, но и потому, что у самой балетной музыки есть своя интересная история, и связана она с одним уникальным и знаменитым ювелирным украшением - знаменитой жемчужиной под названием “Ла Перегрина” (Паломница). - Расскажите об этом подробнее? - На Морском дне прекрасные Жемчужины охраняются ревнивыми Волнами. На дно спускается молодой рыбак в надежде раздобыть их, но Повелительница Моря не позволяет ему этого сделать. Внезапно появляется молодой паж и от имени Филиппа Второго приказывает ему достать самую великолепную жемчужину, достойную своей супруги, королевы Испании. Повелительница Моря уступает, и рыбак добывает ту самую “Перегрину”, единственную достойную жемчужину, которая и преподносится королеве Елизавете. Подчеркну, что исполнение балетной музыки “Ла Перегрина” 1867 года из “Дона Карлоса” Верди является крайне редким событием в мире, поэтому у нас будет абсолютно уникальная возможность услышать ее 6 января 2020 года в “Астана Опера”. Кстати, с этим номером перекликается и другой замечательный номер, который мы тоже исполним в этом концерте. Это будет ария Лейлы из оперы Жоржа Бизе “Искатели жемчуга”. - Вы часто бываете в Италии, писали ли когда-нибудь письма из этой страны своим родным, услышим ли мы на этом концерте одно из них? - Я родился, когда Генсеком СССР был Брежнев, и хорошо помню, как сам писал письма от руки своим родным и близким. Позже, когда в начале 90-х годов мы приобрели факс, я и тогда письма писал от руки, но отправлял их по факсу. Наверное, музыканты и музыковеды будущих поколений также будут изучать мейлы и текстовые сообщения сегодняшних и будущих моцартов и чайковских. Ну а на сегодняшний день, опять же выражаясь аллегорически, мое письмо - это и есть весь концерт “Письма из Италии”, который я адресую своим дорогим слушателям.
Нур-Султан |