|
Эльвира Сыздыкова Театр оперы и балета имени Абая представил финальную премьеру уходящего сезона - долгожданную, революционно свежую, непозволительно роскошную комическую оперу “Дон Паскуале”. Южная столица смогла насладиться эксцентричными метаморфозами классической оперы и неизменным очарованием Италии трех “золотых” периодов в режиссуре итальянского маэстро Маттео Маццони
Премьера классической, уморительной и такой любимой в Италии оперы Гаэтано Дониццети “Дон Паскуале” прошла на сцене алматинского театра 12 и 13 декабря. Режиссером-постановщиком, сценографом, дизайнером по костюмам выступил итальянский автор Маттео Маццони, видеохудожником, создавшим невероятные визуальные эффекты, связывающие три временных линии, - Лука Аттилии. Ассистентом художника стала Элизабета Сальватори, а дизайнера по костюмам ассистировала Роберта Фратини. К ним также присоединились хормейстер-постановщик Галымжан Берекешев, дирижер-постановщик Канат Омаров. Постановочная команда сложилась усилиями отечественных и итальянских профессионалов. По этому поводу директор театра оперы и балета имени Абая Ая Калиева комментирует: “Мы хотели найти именно итальянскую команду, потому что у нас хорошо понимают итальянский юмор”. Минуло 65 лет с тех пор, как “Дон Паскуале” впервые ожил на сцене Театра имени Абая. Правда, история о том, как тройка авантюристов проводит зазнавшегося богатого старика, никогда не была столь заманчивой, гипнотически нарядной, дерзкой и актуальной.
“Дон Паскуале” на сцене ГАТОБа не отходит от оригинального либретто. Исключительную смелость постановке в режиссуре Маттео Маццони придают революционные изобразительные решения, масштабные декорации, поражающий спектр технических средств, игра артистов и, конечно, сосуществование в сюжете трех временных линий. На протяжении трех актов персонажи играют согласно оригинальной опере, но их перемещение по ярчайшим эпохам Италии - из 1800-х в 1950-е годы и, наконец, в наше время - дает живой угол обзора на роль женщины в истории, постоянно сражающейся за свое место под солнцем, неустанно крепнущей и освобождающейся. В опере Маццони появляется громадный вращающийся особняк, искусно декорированный, обжитый героями, артисты покидают ограниченное сценическое пространство и переносят историю в зрительный зал, герой разъезжает на настоящем мопеде, а героиня является гостям из огромной клетки, спускающейся с потолка. Акт за актом “Дон Паскуале” переживает все более радикальные метаморфозы, но неизменными остаются пикантный юмор, который Гаэтано Дониццети привнес в оперу почти два столетия назад, и бесконечно завораживающая, романтичная, солнечная, бессмертная Италия.
Норину, главную героиню оперы, играют Зарина Алтынбаева, Валентина Архипова и Анастасия Кожухарова. Ее возлюбленного Эрнесто исполняют Артур Габдиев, Дамир Садуахасов. Эмиль Сакавов, один из исполнителей роли изворотливого доктора Малесты (его также играют Расул Жармагамбетов и Олег Татамиров), рассказал, что при переходе из одной эпохи в другую необходимо было перевоплощаться от и до. Причем дело, по словам артиста, не обходилось только костюмами, но доходило до невербального самовыражения актеров, комплекса мелкой моторики. Таиру Тажи (вместе с еще двумя молодыми солистами Ильясом Артагалиевым, Азаматом Малышовым) выпала честь исполнять роль заглавного персонажа - заносчивого старика дона Паскуале. Артист признался, что играть человека 70 лет оказалось не так просто - самому Тажи до своего оперного образа целых 40 лет. Тем не менее певца на исполнение партии в легендарной опере благословило старшее поколение артистов театра. Маттео Маццони признает, что его коллеги-соотечественники давно завоевали репутацию консервативных авторов, придерживающихся классического направления. Впрочем, Маццони, судя по его видению “Дона Паскуале”, не чужды эксперименты. Режиссер делится: “Мне 42 года, и я хотел создать что-то, что будет притягивать и интересовать молодое поколение, не только то, которое сидит в зале, но и то, которое играет на сцене”. О том, как родилась смелая интерпретация произведения, Маццони рассказывает: “В этой опере у нас трое мужчин и одна женщина. И эта женщина оказывается сильнее, чем все вместе взятые мужские персонажи. Мне это нравится, мы начали именно с этого. Потому что в Италии, Европе, повсюду в мире меняется образ женщины. Она может стоять во главе, у нее ключ к чему-то важному, она заметна. Мы отталкивались от характера Норины, и со временем стало понятно, что одного периода в истории будет недостаточно. Поэтому во втором акте я решил переместиться в золотой век итальянского кинематографа, время Софи Лорен и Марчелло Мастроянни”. Маэстро из Италии, соглашаясь с коллегами, также добавил, что при создании оперы команда приложила действительно колоссальные усилия: “Три разных времени, набора мебели, костюмов, грима, световых решений! Я так благодарен, потому что в Италии такое возможно только в миланском оперном театре “Ла Скала”. Здесь я располагал свободой и пространством выражать себя, и это было прекрасно”.
Фото Талгата Галимова |