|
Ольга Шишанова Почти восемь десятков художественных работ, девять авторов и полтора месяца экспонирования - такими цифрами в столичной галерее “Хас Санат” открывают сегодня выставку современной японской графики
Выставка “Хрупкое равновесие” уникальна по составу и профессиональному уровню участников. По словам организаторов, это еще к тому же и редкая возможность заглянуть в очень сложный, символически насыщенный, зашифрованный, загадочный и невероятно интересный мир японского искусства, в котором древность никогда не теряет своей актуальности, а современность выглядит как прекрасный миг вечности. Это хрупкое равновесие между новым и старым, традиционным и современным, внешним и внутренним, формальным и эмоциональным - бесконечный диалог художника с космосом. Таким образом, вернисаж обещает познакомить зрителей с произведениями восточного искусства, выполненными в уникальных техниках, построенных на игре тончайших цветовых оттенков и рассчитанных на истинного ценителя. А вообще, по большому счету, гравюра Страны восходящего солнца, бесспорно, занимает лидирующее положение в современном искусстве печатной графики и по степени виртуозности исполнения, и по уникальности образного художественного мышления японских мастеров. Япония - одна из стран мира, где современное графическое искусство неразрывно связано с культурными традициями. Потому что, повторим, японские художники уделяют особое внимание чистоте и совершенству национальной техники графики.
Все представленные графические работы отличаются филигранным мастерством исполнения, тонкостью сюжетов, чаще всего развивающих заложенную в японской культуре любовь к окружающей природе. Мастера в своем искусстве органично сочетают восточное мировоззрение и западное видение, традиционную японскую технику каллиграфии и приемы европейских мастеров. Точно так же, как и внешняя естественность в воплощении образов и выраженные декоративные достоинства произведений переплетались кропотливым трудом искушенных в своем деле графиков, дополнивших традиционные техники гравюры современными технологиями. И потому в ряде работ можно увидеть, как виртуозно некоторые японские художники облекают традиционное содержание в авангардные формы или придают современное звучание вечным темам японского искусства. В то же время, несмотря на лаконизм изображения и сдержанность цветового решения большинства работ, произведения чрезвычайно выразительны и емки по смыслу. Их характерной чертой является постоянная ориентация на взаимодействие со зрителем, расчет на его обязательную духовную работу, на особую подготовку разума для восприятия такого творчества. Все это выводит японскую графику за пределы конкретной географической границы, делает ее смысл близким всем. Если и есть тонкая грань, где сочетаются искусство созерцания, философия размышления, стойкость духа, то это, несомненно, японская графика, в которой тонко и трепетно слышна едва уловимая мелодия гармонии и совершенства. Иначе говоря, в ней наиболее ярко воплотился основной принцип японского искусства - гармония, которая понимается как внутреннее равновесие всех начал: в человеке, природе, явлениях. Ведь под влиянием философии дзен-буддизма японец всегда осмысливал и осмысливает себя как часть окружающего мира. Природа и человек у него живут в гармонии друг с другом. Поэтому неудивительно, что японское искусство ко всему прочему отличается спокойной созерцательностью, мягкостью линий и верностью традициям. Возвращаясь к вернисажу, хотелось бы отметить, что в Японии много художников-графиков, и выбрать лишь нескольких из них было непросто. Но все выбранные не просто работают в технике гравюры, а используют чрезвычайно широкий спектр методов - от традиционной гравюры до цифровой печати. И это не говоря о том, что к участию в этой выставке не привлекли авторов, работающих с изображениями, созданными компьютерным способом. Что касается остальных, то имена этих мастеров не нуждаются в представлении. Это всемирно известные легенды в мире ксилографии, художники, изменившие также и саму концепцию традиционной фотографии и живописи. И по сей день все они продолжают создавать содержательные работы, наводящие на глубокие размышления. Например, Кацунори Хаманиси работает в технике цветной меццо-тинто, самом сложном способе создания гравюр, дополняя и усложняя свои работы сусальным золотом. Внешняя естественность в воплощении образов и выраженные декоративные достоинства произведений создаются кропотливым трудом искушенного в своем деле мастера, дополнившего традиционные техники гравюры современными технологиями. В творчестве этого художника органично сочетаются восточное мировоззрение и западное видение, традиционная японская техника и приемы европейских мастеров. В ряде работ можно видеть, как виртуозно автор облекает традиционное содержание в авангардные формы или придает современное звучание вечным темам японского искусства. Токо Шинода - японская художница, которая работала над картинами и принтами тушью. Ее искусство сочетает традиционную каллиграфию с современным абстрактным экспрессионизмом, а интервью 1983 года в журнале Time даже утверждало, что “ее невероятные достижения аналогичны достижениям Пикассо”. Любопытно вглядываться в эти работы, отмечая для себя, как мастера умудряются органично сочетать восточное мировосприятие и современный западный взгляд на мировое искусство, смешивать традиционную японскую технику каллиграфии с приемами европейских мастеров.
Нур-Султан |