Ольга Шишанова В столичном театре “Астана Опера” ожидаются гастроли Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. Хворостовского
Сибирский театр впервые выступит в Казахстане, его ответные гастроли пройдут в театре “Астана Опера” на сцене Большого зала, где творческий коллектив гостей 29 ноября представит оперу Александра Бородина “Князь Игорь”. Затем, 1 декабря, вниманию жителей и гостей столицы предложат балет Александра Глазунова “Раймонда” в постановке выдающегося хореографа Юрия Григоровича. Напомним, что совсем недавно коллектив “Астана Опера” с грандиозным успехом выступал на первом Международном фестивале имени Дмитрия Хворостовского. Так, 23 и 25 октября в Красноярском театре оперы и балета казахстанские артисты представили оперу Петра Чайковского “Евгений Онегин”, а 24 октября на сцене краевой филармонии публике предложили симфоническую программу из произведений национальной и западноевропейской классики. В свою очередь, столичным слушателям гастролеры представят монументальную классическую оперу Александра Бородина “Князь Игорь” - знаковый спектакль для Красноярского театра оперы и балета. Именно премьерой этой оперы открылся первый творческий сезон и началась история сибирского храма искусства. Спустя много лет произведение по-прежнему остается популярным у зрителей и является своеобразной визитной карточкой этой российской театральной площадки. Впервые же оперу показали задолго до официального открытия театра, а именно 12 августа 1978 года, в день 350-летнего юбилея Красноярска, тем, кто строил здание. Премьера постановки, которую коллектив предложит столичным слушателям, состоялась в июне 2013 года и была посвящена 35-летию театра. В феврале 2018 года театру присвоили имя Дмитрия Хворостовского, поскольку именно на этой сцене выдающийся певец начинал свой путь к мировой славе. Красноярская постановка оперы “Князь Игорь” - зрелищный, масштабный спектакль, в котором задействовано огромное количество артистов. Опера наполнена яркими разнообразными хоровыми сценами и балетными номерами, среди которых самые известные “Половецкие пляски” и песня половецких пленниц “Улетай на крыльях ветра” в исполнении хора.
Что касается сюжета, то “Слово о полку Игореве” повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность “Слова”, сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров. Между тем у этой оперы непростая судьба, хотя в ней поразительно и необычно буквально все. Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что оперу сочинил человек, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (мало кто знает, что Александр Бородин был ко всему прочему академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя это и сочинил сам Бородин, не было им записано и оркестровано. И потому работу над ней завершали друзья композитора Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов и Анатолий Лядов. Что касается второго спектакля, который представят казахстанским зрителям, то он для любителей балетного жанра. Российский коллектив предлагает посетить романтический балет Александра Глазунова “Раймонда”. В одном из самых зрелищных и сложных в исполнении спектаклей техническими движениями классического танца хореограф умело создает средневековую атмосферу, мастерски вживляя в балетное полотно испано-арабские и венгерские мотивы. В этой хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: “Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны, а составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом. Кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках”. В спектакле повествуется о молодой девушке, получившей в один день два предложения руки и сердца - от сына венгерского рыцаря Жана де Бриена и сарацинского шейха Абдерахмана. Она делает выбор в пользу де Бриена, который отправляется в дальний поход. Ночью Раймонде снится сон - она в сказочном саду, и с нею возлюбленный. Неожиданно образ Жана де Бриена исчезает, а вместо него появляется шейх. Проснувшись, она понимает, что ночной кошмар стал реальностью. Абдерахман пытается похитить девушку, но вовремя появляется рыцарь, который в сражении убивает его. Так, благодаря пленительной музыке и яркой хореографии героев балета воспринимают не как застывших исторических персонажей, а как живых людей, способных самозабвенно радоваться, глубоко страдать и искренне любить.
Нур-Султан |