|
Ольга Шишанова 13 ноября в столичном театре “Астана Опера” слушателям представят оперу “Кыз Жибек” Евгения Брусиловского. В главной партии Жибек на сцену Большого зала театра впервые выйдет Нуржамал Усенбаева
Нуржамал Усенбаева - одна из самых известных исполнительниц казахстанской оперной сцены партии Жибек. В 1984 году, когда она была студенткой консерватории, артистку выбрали на эту роль в ГАТОБ имени Абая. С тех пор образ Шелковой девушки занимает значимое место в репертуаре оперной дивы. Кроме того, в него входят главные партии в операх Хамиди, Верди, Пуччини, Россини, Моцарта, Гуно, Бизе, Оффенбаха, Штрауса, Глинки и Римского-Корсакова. А также камерные произведения, казахские народные песни, сочинения современных авторов и даже джаз. Выступления знаменитой казахстанской певицы с огромным успехом до сих пор проходят в лучших залах мира. Что касается первой национальной казахской оперы “Кыз Жибек” на либретто Габита Мусрепова, то ее представили публике еще в далеком ноябре 1934 года. Тогда, в начале 30-х годов XX века, в Казахстане открывались первые театры - сначала драматические, затем - оперный, они развивались на благодатной, подготовленной почве, так как были продолжением существовавшей столетиями народной “театральной” традиции.
Стихия игры во время айтысов и других творческих состязаний, о которых будет сказано ниже, искушенные зрители, высокое мастерство исполнителей - все это было составными частями настоящего, живого, полноценного театра. Да и сама бескрайняя степь, обрамленная снежными горами, была для кочевников сооруженным самой природой амфитеатром искусства. Премьера же спектакля в новом прочтении национальной классики режиссера Михаила Панджавидзе и дирижера-постановщика Абзала Мухитдина в столичном театре “Астана Опера” состоялась в феврале 2017 года. Эпические масштабные декорации и яркие костюмы театральных художников Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова, яркие интерпретации образов солистами театра, мастерское исполнение музыкантов симфонического оркестра, прекрасные голоса артистов хора под руководством главного хормейстера Ержана Даутова сделали постановку одной из самых популярных в репертуаре театра. Да оно и не случайно, ведь народная лиро-эпическая поэма “Кыз-Жибек”, названная так по имени героини (в переводе “Шелковая девушка”), как уже говорилось, жемчужина казахского фольклора. А еще ее называют казахским романом о Ромео и Джульетте, где воспевается не только верность в любви, но и дружба, отвага и патриотизм. Зритель получит возможность прикоснуться к очарованию самобытной национальной культуры настоящего степного театра. Ведь история любви Кыз-Жибек и Толегена разворачивается на фоне картин народной жизни, а образы действующих лиц раскрываются через казахские народные песни, кюи - инструментальные пьесы, народные танцы. Кроме того, в спектакле воспроизведена сцена айтыса традиционного национального состязания двух акынов - поэтов-импровизаторов. Такие поэтические состязания проходили во время праздников - тоев, при большом стечении народа. Айтысы и по сей день очень любимы казахским народом.
Кстати, музыку к ней написал композитор Евгений Брусиловский, который активно использовал казахские народные песни и кюи, а также произведения народных композиторов Ыбрая, Мухита, Жаяу Мусы, Таттимбета и смело применял к казахской музыке европейское искусство инструментовки и гармонии. А еще он много и плодотворно работал в творческом тандеме с Мусреповым. Интересно, что зритель в спектакле увидит в этой опере смену всех четырех времен года. Взоры публики будут радовать не только потрясающей красоты декорации, богатые костюмы и невероятные 3D-эффекты, но и наличие в постановке настоящих животных - верблюдов и лошадей. Оркестранты поистине будут наслаждаться исполнением новой партии, тогда как на сцене развернется один день из жизни кочевого казаха. Сцена получится зрелищной, правдоподобной, брутальной, причем эффекта добавят партии бушующих ударных инструментов. Метель, буря, караван верблюдов и снег, как результат трехмерных технических новаций, и эффект, соответственно, получится ошеломительным. Не случайно сцена кочующих казахов в заснеженной степи всегда заслуживает свои овации. Следующим достоинством оперы станет введение национальных инструментов. И это тоже заслуга дирижера. Домбристы, играющие прямо на сцене, неплохо дополнят озорной танец лучников. А во время исполнения кюя кажется, что сейчас из зала раздастся одобрительное “барекельды!”. Аутентичной и проникновенной получится и сцена оплакивания Толегена под звуки кыл-кобыза. И вот здесь проявится тонкий символизм инструмента, так как кыл-кобыз в казахской музыкальной культуре воспринимается как проводник в потусторонний мир. Оканчивается все гимном любви, хотя главные герои до конца оперы не доживают. Напомним, что в главных партиях всемирно известного спектакля в разное время блистали народные артисты СССР К. Байсеитова, Р. Джаманова, Б. Тулегенова и народные артисты Казахской ССР К. Байсеитов, М. Ержанов, Г. Курмангалиев.
Нур-Султан |