|
Ольга Шишанова Большой зал столичного театра “Астана Опера” в ожидании ноябрьской премьеры балета “Коппелия”. Для работы над известнейшей постановкой в театр прибыл итальянский балетмейстер Луиджи Бонино
История любви и обмана, где “куклы так похожи на людей”, вдохновила великого хореографа Ролана Пети на создание балета “Коппелия”. Организаторы обещают, что редкий для этого искусства жанр комедии придется по вкусу как взрослым, так и их детям. Премьеру, которая пройдет при содействии Минкультуры и спорта РК, представят вниманию широкой аудитории 22 и 23 ноября на сцене Большого зала “Астана Опера”. Инициатором постановки балета на сцене столичного театра стала художественный руководитель балетной труппы, народная артистка России Алтынай Асылмуратова.
А за месяц до премьеры спектакля для работы с казахстанской труппой прибыл итальянский балетмейстер Луиджи Бонино. Он исполнял главную партию Коппелиуса на премьере в Марсельском балете в 1975 году, а сам постановщик Ролан Пети выходил на сцену в этой партии до 73 лет. На вопрос, в чем особенность балета “Коппелия” в постановке великого мастера, Луиджи Бонино отвечает, что в его новизне и актуальности, словно Ролан Пети создал его только вчера. - Хореограф убрал все устаревшие “вещи”, которые использовали в постановках в течение сотни лет. Обычно профессора Коппелиуса изображают старым человеком, здесь же Ролан Пети показал его элегантным, с шармом и сделал по-настоящему современным. Кукольная Коппелия - всего лишь образ, подобие настоящей красавицы Сванильды, которую обожает кукольных дел мастер Коппелиус. Но в итоге он останется не только с разбитым сердцем, но и с разбитой на полу куклой. Мне нравится этот герой, потому что он эмоционален, силен, очарователен, пытается покорить всех девушек и женщин. Роли такого характера сложны для исполнения и тем привлекательны для меня. Очень сложно исполнять эту партию после Ролана Пети, потому что он был невероятен и уникален в этом образе. И когда маэстро предложил мне выступить в роли Коппелиуса, я ответил своим категоричным “нет”, потому что мы были невероятно разными. Он - высокий, я - маленький. Но все же Пети смог меня убедить. Я абсолютно точно следовал его хореографии, но вкладывал свои чувства, свою личность. И теперь то же самое буду требовать от солистов “Астана Опера”. Мы проводим большую работу вместе: я объясняю им смысл каждого движения и после этого прошу “вытащить” свои эмоции, свою личность, чтобы они не были подобны куклам-марионеткам, - делится балетмейстер. Известно, что Ролан Пети в этом балете сумел соединить твист и классический танец, что стало новым словом в этом виде искусства. По мнению Луиджи Бонино, хореограф всегда добавлял “щепотку” юмора в свои спектакли, это происходило за счет смешения разных стилей, но что касается техники, “Коппелия” осталась полностью классическим спектаклем. Но, как и в любой постановке, в этом балете есть свои сложности. И связаны они прежде всего с очень быстрой техникой исполнения хореографии, особенно для балерин в первой классической вариации. - Для исполнителя партии Коппелиуса тоже есть свои сложности, потому что хотя у него и немного движений, но ему необходимо показать много юмора. Эта задача стоит и перед всем кордебалетом. Все это сложно, потому что важно не переиграть, но в то же время этот французский юмор, искрящийся как брызги шампанского, нужно суметь показать. То есть у артистов должно быть понимание качества этого юмора: не слишком много, но и не слишком мало, - добавляет Бонино. Несмотря на яркие танцевальные номера, занимательную любовную историю, добрый юмор и веселые игровые моменты, этот балет все же через тему кукол дает возможность задуматься о трагических сторонах человеческой натуры. Молодая девушка Сванильда ревнует своего жениха к таинственной незнакомке, каждое утро появляющейся в окне дома напротив. Она тайком с подругами проникает в мастерскую Коппелиуса и, обнаружив, что ее соперница всего лишь заводная кукла, переодевается в ее платье и изобличает Франца в мнимой неверности. Балет заканчивается примирением влюбленных и всеобщим праздником. - Коппелиус вдохнул в эту куклу жизнь. Если можно так выразиться, он был влюблен в любовь. Сванильда - ужасная девушка, она над ним издевается, превращая его в посмешище. Несчастный Коппелиус остается один. Это немного похоже на жизнь, потому что иногда люди могут выбросить вас и ваши чувства и сделать вас очень несчастным, - замечает Луиджи Бонино. Балетмейстер признается, что этот спектакль нравится ему из-за сочетания юмора и грусти. - Я всегда говорю людям, которые никогда не смотрели балет: “Приходите и посмотрите “Коппелию”, и тогда вы полюбите балетное искусство”. Это история, которую очень легко понять, балет подходит и детям, и взрослым. Помню мою племянницу, она видела “Коппелию” много раз: в начале она смеялась, когда Коппелиус танцевал с куклой, но в конце плакала, потому что кукла сломалась, и он остался один, - заключил Бонино. Добавим лишь, что либретто этого спектакля написали Шарль Луи Этьеном Нюитерр и Артюр Сен-Леон по новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Песочный человек”.
Нур-Султан |